26.08.2025
Фестивали

За чайком, в переплёте. Литературный фестиваль в Кунгуре

Первый фестиваль, прошедший в старинном городе Пермского края, " В переплёте", собрал литературных деятелей из Москвы и регионов России

Памятник чаеторговцу купцу Александру Губкину и церковь Спаса Преображения в городе Кунгур, Пермский край. / Мария Ващук / РИА Новости
Памятник чаеторговцу купцу Александру Губкину и церковь Спаса Преображения в городе Кунгур, Пермский край. / Мария Ващук / РИА Новости

Текст: Габриэлла Корвин

Кунгур – старинный город Пермского края (он старше самой Перми). Прославившийся сперва чаеторговлей, затем обувным и керамическим промыслами и, конечно же, знаменитой пещерой, в XXI веке город смелее и шире раздвигает рамки, добавляя к традиционному современное. Как, например, фестиваль воздухоплавания или даже фестиваль косплея и уличной культуры. И всё это переплетается вполне органично.

Неудивительно, что именно Кунгур принял I литературный фестиваль «В переплёте». Потому что «В переплёте» – это не только любимые книги и невероятные приключения. Это ещё и переплетение времён, стилей и жанров.

Фестиваль придумала Анна Ямпольская, журналист и педагог из Москвы. Первый фестиваль получился довольно камерным, тем не менее привлёк интересных литераторов из Москвы и Перми. Громадную поддержку фестивалю оказала директор Кунгурской библиотечной сети Светлана Ивановна Матвеева.

Четыре площадки принимали фестиваль: Центр культурных коммуникаций, Центральная городская библиотека им. К. Т. Хлебникова, библиотека № 6 и Детская библиотека им. Б.С. Рябинина. Организационная часть фестиваля заслуживает самой высокой похвалы. Гостей буквально носили на руках!

Ну, а что же гости? А гости представили интересную, разнообразную и содержательную программу. Поэт и критик Борис Кутенков дважды, на двух площадках, провёл презентацию антологии «Уйти. Остаться. Жить», посвящённой безвременно ушедшим поэтам. Это вызвало очень большой эмоциональный отклик, многие пожелали приобрести эту книгу. Также Борис Кутенков рассказал о ещё одном своём проекте – «25 писем о поэзии». Это подробный анализ выбранных автором стихотворений: как классиков (Лермонтов, Арсений Тарковский, Ахматова, Слуцкий, Левитанский), так и современных поэтов разных направлений (Борис Рыжий, Сергей Гандлевский и др.). Слушателям такой необычный формат очень понравился. В живом обсуждении услышанного рождались новые, порой неожиданные трактовки, подходы, ассоциации.

Поэт-метамодернист Сергей Петров артистично познакомил слушателей с этим направлением и имел большой успех. Его стихи лишь на первый взгляд кажутся непривычными, а на самом деле – имеют весьма глубокие корни как в авангарде начала ХХ века, так и в русском фольклоре.

Писатель-фантаст, заведующий отделом культуры журнала «Фома» Виталий Каплан на фестивале присутствовал виртуально: желающие посмотрели и послушали его видеолекцию «Какая бывает фантастика». Сотрудники библиотеки им. Б.С. Рябинина рассказали, что после лекции ребята обращались за книгами Свифта и Беляева.

Анна Ямпольская, автор идеи фестиваля, научила всех желающих играть в словесные (ребус, анаграмма, метаграмма, логогриф, палиндром) и литературные (буриме, бином, скелет, завёртки) игры. А также посетители фестиваля немного позанимались практической стилистикой, разобрали наиболее часто встречающиеся, типичные ошибки-«ляпсусы».

Огромный успех выпал на долю Татьяны Гончарук, художника, педагога, прозаика, лауреата Крапивинской премии. «В переплёте» она выступила знатоком и пропагандистом русского народного искусства. Её лекции – о лубке как предшественнике СМИ, и об истории поздравительных открыток, – собрали солидную аудиторию и вызвали живой, неподдельный интерес.

Поэт из Перми Павел Автоменко-Прайс рассказал о творчестве американского поэта Дэвида Бермана. Как оказалось, русские и американские поэты идут близким, во многом схожим путём.

А стихи всех гостей фестиваля можно было послушать на поэтическом вечере в Художественном музее – стихи очень разные, яркие и интересные.

Для гостей фестиваля была организована культурная программа: экскурсии по Художественному музею и Музею истории купечества. Огромный восторг вызвал мастер-класс по вязовским пряникам, который провела автор этого промысла Галина Вязова. Гости сами сделали пряники по авторским рецептам – очень, очень, вкусные! – а затем попили с ними чай. И это логично: ведь – возвращаясь к началу рассказа: Кунгур – чайная столица России!

Ну что ж, первый фестиваль завершён. Он получился очень добрым, тёплым, камерным. Как сказали организаторы, подводя итоги – ламповым. Словом, фестивалю – быть! А это значит, что у старинного города Кунгура появилась ещё одна традиция.