29.08.2025
Фестивали

Контрасты, мемы и 82 поэта: чем запомнился второй «Мурмураль»

Неповторимая атмосфера состоявшегося в Пензе всероссийского фестиваля сложилась из разнообразия поэтических голосов, колорита двух непохожих друг на друга пространств и непривычного офлайна

Всероссийский фестиваль поэзии «Мурмураль». Акан Троянский / Анна Мартышина
Всероссийский фестиваль поэзии «Мурмураль». Акан Троянский / Анна Мартышина

Текст: Анна Мартышина

По сравнению с дебютным второй «Мурмураль» получился более напряженным, противоречивым и экспрессивным. То, что так будет, стало понятно уже на этапе подготовки – нас согласились принять два очень непохожих друг на друга заведения: харизматичный Harat's Pub, оформленный в стиле «уютного хаоса», и культовое в городе кафе «Парус» – слепок позднесоветской эпохи, чудом сохранившийся практически в первозданном виде в самом центре Пензы.

Лекционная программа тоже вышла контрастной и разнообразной – поговорили о поэтических династиях (Андрей Сергеев), об особенностях работы над литературными журналами (Максим Хатов и Катя Камушкина), о связи новейшей поэзии и видеоигр (Алексей Масалов). С презентациями выступили Борис Кутенков, Сергей Сумин, Акан Троянский. Кроме того, Антон Шумилин и Анна Коноваленко рассказали о недавно вышедших у них сборниках стихов, а широкий коллектив редакторов, включая меня – об альманахе современной литературы «Рой», очередной номер которого увидел свет после долгого перерыва.

Особую атмосферу фестивалю добавило отсутствие мобильного интернета. Отсюда – сложности с ориентацией в незнакомом городе, с коммуникациями и так далее. Но гости всё равно оценили прелести жизни без постоянного онлайна. Возможно, это сделало зал более сосредоточенным на чтениях и лекциях – на телефон же не отвлечёшься.

Как и в прошлом году, львиную часть тёплой атмосферы создал поэтический Саратов во главе с любимым клубом «Цыц». Практически каждое выступление его участников сопровождалось небольшими перформансами, а кричалка «Это наш человек!» стала одним из символов фестиваля, наравне с «Два компота, два салата» — фразой, которой нарушил поэтический поток колоритный хозяин «Паруса».

В прошлом году мы перемешали музыкальную часть с чтениями и из-за этого переживали за тайминги. В этом году мы сгруппировали всех музыкантов в финале, завершив таким образом «Мурмураль» четырёхчасовым концертом, на котором выступили давно известные у нас группы («Порт0» из Заречного, «Любители этого дела» из Саратова, местные «Прячемся!!!» и Flowers In Furs) и совсем молодая «Агнi», ставшая для многих настоящим открытием.

Ещё у нашего фестиваля в этом году появился свой сайт, где собрана подробная информация обо всех площадках, активностях и участниках. За него отдельное спасибо члену оргкомитета Антону Шумилину.

И немного о цифрах. В этом году на фестивале выступили 82 поэта из 16 населённых пунктов России.

В общей сложности в эти три дня стихи звучали почти 15 часов,

не считая мастер-класса, двух лекций, семи презентаций и общения вне программы. Неплохой результат, который говорит о том, что фестиваль живой и будет жить дальше. По крайней мере, весь наш оргкомитет из шести человек (помимо меня, в нем Вера Дорошина, Антон Шумилин, Марина Герасимова, Владимир Кузнецов и Анна Коноваленко), уставший, но довольный, на это надеется и готов продолжать. Несколько слов от них:

Вера Дорошина

Организация крупных фестивалей исключительно на энтузиазме – это как полёт над пропастью без страховки, когда всё может в любой момент сорваться по тысяче причин. Так что адреналин в процессе подготовки и проведения «Мурмураля» зашкаливал. Но по мере того, как всё складывалось в удивительный пазл из десятков звучащих со сцены поэтических голосов, музыки, общения на мероприятиях и вне их, – мы все получали мощнейший заряд позитива и вдохновения продолжать это непростое дело. Радует прежде всего то, что нам удалось создать этот особый хронотоп под названием «Мурмураль», который выходит за рамки трёх дней и конкретных локаций, продолжаясь в последующих коммуникациях, дружбах, творческих союзах и коллаборациях поэтов, объединённых фестивалем.

Антон Шумилин

Неожиданность и разнообразие рождают напряжение, но оно живительно. Думаю, второй фестиваль ещё сильнее материализовал идею спонтанных творческих мурмураций. «Мурмураль» показывает, насколько разными могут быть поэтические практики, подходы к критике, литературные журналы и способы коммуникации. В этот раз стихи звучали в атмосферах ирландского паба и позднесоветской столовой. Второй «Мурмураль» — без мобильного интернета, но с чутким вниманием к звучащим текстам.

Владимир Кузнецов

Почему мы вообще начали делать этот фестиваль? Потому что кто-то должен не молчать. Кто-то должен давать слово независимой поэзии, что бы вокруг ни происходило. И пусть слово «должен» тут, возможно, не совсем подходит, будем считать, что это «должествование» было предначертано, предсказано, предопределено, как Цири — Ведьмаку). Без этого долженствования как будто нет никакого развития. И вроде бы ничего обязывающего в этом слове (или термине, учитывая контекст ситуации) не должно быть. И, возможно, в каком-то другом языке найдётся нужное слово. И, возможно, я был бы очень благодарен, если бы кто-то его нашёл. Но я точно уверен в одном. Сейчас важны подобные коллаборации, важна работа с сообществом, важно не чувствовать себя одиноким (и чтобы другие не чувствовали себя одинокими), важно слышать свой голос и голоса других людей, которые тоже хотят экспериментировать, делать что-то новое. Которые хотят НЕ МОЛЧАТЬ. Которые верят, что «независимая поэзия» должна жить. Какое же тут слово, кроме «должны», может подойти? Может, вы подскажете?

Марина Герасимова

«Мурмураль» для меня – это литературная разгерметизация Пензы. Да, именно литературная, ведь кроме поэтического трёхдневного дневного и в общей сумме 15-часового марафона были лекции, презентации книг, серьёзные разговоры о критике и литературоведении. Случилась действительно мурмурация, и не скажу, что все оказались на одной волне – были совершенно полярные стихи, направления и мнения. Но! Это живое отображение современных литературных процессов. В камерный уютный пензенский междусобойчик ворвался дружный и артистичный Саратов, бойкая и дерзкая Самара, деликатный Питер, душевный Нижний Новгород и прогрессивная столица. Мы слышали друг друга, были в едином пространстве, и все принесли своё, личное, важное. Этот сквозняк диалога, атмосфера, когда привычный город наполняется и давно знакомыми, и новыми для нас голосами, думаю, стоил всех организаторских усилий. Надеюсь, каждый участник фестиваля нашёл близких по духу людей, получил новый опыт и открыл для себя неожиданные возможности. Лети, «Мурмураль»!