САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Мурмураль»: как прошел трехдневный поэтический фестиваль в Пензе

Всероссийский фестиваль современной поэзии посетили свыше 70 авторов из девяти регионов страны

В Пензе прошел фестиваль современной поэзии «Мурмураль» / penzasmi.ru
В Пензе прошел фестиваль современной поэзии «Мурмураль» / penzasmi.ru

Текст: Анна Мартышина

В течение трех дней, 16, 17 и 18 августа, Пенза стала центром лирической мурмурации — в городе дебютировал поэтический фестиваль, название которого вдохновлено причудливым танцем птичьих стай. В чтениях приняли участие авторы из 16 городов и сёл — Пензы, Заречного, Каменки и Русского Камешкира, Саратова и Энгельса, Самары и Тольятти, Москвы, Лыткарино и Пушкино, Санкт-Петербурга, Саранска, Ижевска, Уфы, Арзамаса.

На создание «Мурмураля» вдохновил саратовский фестиваль «Центр весны», возглавляемый Михаилом Богатовым. Именно это литературное сообщество активнее всего поддержало пензенских коллег и советами, и непосредственным участием в каждой минуте поэтического праздника.

Лекция Андрея Сергеева. Фото: Марина Герасимова

В двухдневной лекционной программе выступили Андрей Сергеев с лекцией о визуальной поэзии, Акан Троянский с мастер-классом «Как писать без Музы. Автонастройки», Вадим Борзихин поделился опытом создания литературной настольной игры, Умка (Аня Герасимова) провела творческую встречу, Борис Кутенков презентовал антологию «Уйти. Остаться. Жить» и мемориальную книжную серию, Ольга Соколова рассказала о русско-французском проекте «Реки и мосты», а Сергей Сумин — о новых изданных им книгах.

Борис Кутенков презентует антологию. Фото: Марина Герасимова

В арт-пространстве, «месте, где живет искусство», созданном музыкантом Анастасией Судневой, два вечера, практически нон-стоп, проходили чтения, затихая ближе к полуночи. Музыкальным украшением поэтической программы стали песни Умки, Юрия Бабединова, Астери, групп «Приход ВеснЫ», «Порт0», «Flowers In Furs».

Закрытие фестиваля состоялось в центре города, в культурном пространстве «Дом № 60», куда поэтов пригласила Анна Гришанцева. Гостей ждал финальный стихотворный поток, завершившийся музыкой — выступлением Владимира Навроцкого.

Мастер-класс Акана Троянского. Фото: Марина Герасимова

Организацию междугородней поэтической встречи взял на себя пензенский литературный клуб «Риф» в лицах Веры Дорошиной, Антона Шумилина, Марины Герасимовой, Анны Мартышиной, Владимира Кузнецова, Анны Коноваленко и Софии Конищевой, а также Павел Ежов — лидер музыкальной группы «Порт0». За визуальный облик фестиваля — его логотип — отвечал художник Александр Киреев. Визитные карточки и небольшие подборки каждого участника сложились в бумажный сборник на более чем 150 страниц, который оперативно выпустил научно-издательский центр «Социосфера».

— Фестиваль стал пространством живого общения поэтов разных городов и возрастов, пишущих в различных эстетических системах, что не мешало всем внимательно слушать друг друга. Такой опыт чуткого вслушивания в звучащую поэтическую речь кажется мне особенно ценным в наше время, когда преобладает общение дистанционное, сетевое. И еще важной задачей этого фестиваля я изначально видела размыкание тесной поэтической среды, которая характерна для Пензы, как и многих других провинциальных городов. Надеюсь, что наш фестиваль послужил этой цели преодоления такой локальной клаустрофобии, — Вера Дорошина.

— Я, как человек, непосредственно задействованный в организации процесса, наверное, не могу оценить объективно, но, кажется, атмосфера была заряженной с первого до последнего момента. На мне была фото и видеосъëмка, частично ведение мероприятия и общение с участниками фестиваля. То есть расслабляться было некогда, но удалось всё-таки породниться душевно со многими частичками нашей мурмурации. Стихи были настолько разными, контрастными, многие могли повергнуть в шок рафинированную пензенскую публику, но... Откровенно слабого материала я не услышала. Мероприятие соединило, казалось бы, несовместимое — от консервативной классики до прогрессивных течений в поэзии, и разноплановую вкусовую палитру того, что между. Особую атмосферу фестивалю подарила лекционная и музыкальная части, спасибо всем причастным, — Марина Герасимова.

— Внезапные флуктуации поэтик, случайные пересечения и комбинации поэтов, музыкантов разных городов, возрастов и интонаций — и есть «лирическая мурмурация», на которую я возлагал большие надежды. Это, на мой взгляд, получилось: спроектированный каркас феста оброс звучащими текстами, песнями, ситуациями, случаями, встречами, из чего родилась неповторимая атмосфера Мурмураля. Радостно было видеть и слышать гостей из разных городов, читающих вместе с Пензой, и чувствовать, как этот поток в режиме реального времени становится нашей общей историей, — Антон Шумилин.

В эти три августовских дня в городе началась, продлилась и завершилась маленькая жизнь, оставив незабываемые впечатления, радость от новых знакомств и легкую грусть расставания. Организаторы надеются, что у «Мурмураля» будет продолжение и улицы Пензы еще не раз наполнятся голосами поэтов из разных городов России.