26.09.2025
В этот день родилисьЛитературные музеи

«Я чувствую, во мне горит святое пламя вдохновенья». Отмечаем 220-летие со дня рождения Дмитрия Веневитинова в его родовой усадьбе на Дону

«Творчество Веневитинова заслуживает самого тщательного изучения и самой широкой популяризации», — Татьяна Некрасова, заведующая музеем-усадьбой Д.В. Веневитинова

Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова
Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

Интервью: Екатерина Коновалова

26 сентября исполняется 220 лет со дня рождения русского поэта-романтика, философа и переводчика Дмитрия Владимировича Веневитинова. Его короткая, но необычайно яркая литературная деятельность оставила значительный вклад в развитие русской литературы начала XIX века.

Единственный музей, посвященный поэту, находится в селе Новоживотинное и является структурным подразделением Воронежского областного литературного музея им. И. С. Никитина.

Усадьба, принадлежавшая старинному дворянскому роду Веневитиновых, расположена на берегу реки Дон. Здесь будущий поэт провел свое детство. Музей был открыт в 1994 году после масштабных реставрационных работ.

Мы пообщались с Татьяной Некрасовой, заведующей музея-усадьбы в Новоживотинном, и выяснили, как родовое гнездо Дмитрия Веневитинова живет сегодня.


Расскажите, что такое музей Д. Веневитинова сегодня? Он больше сохраняет прошлое или смотрит в будущее?

Татьяна Некрасова: Как и любой музей, он трепетно хранит память о прошлом. Мы посвящаем гостей в подробности биографии поэта, рассказываем об интересных фактах его жизни. Большое внимание уделяется особенностям его творчества, а также связанным с его фигурой романтическим легендам. При этом музей не обходит вниманием и философские идеи Веневитинова, ведь он был основателем «Общества любомудрия» – литературно-философского кружка, ставшего одним из первых подобных сообществ в России. Однако, как считает большинство историков, прошлое во многом определяет будущее, поэтому сотрудники музея большое внимание уделяют связи поэтических и философских работ Веневитинова с современностью, в частности, тому, как его поэзия и философские теории повлияли на творчество современных нам литераторов и философов. Изучение этого вопроса открывает огромные перспективы как для дальнейших научных изысканий, так и для культурно-просветительской работы.

Почему, на ваш взгляд, современные читатели знают о Веневитинове меньше, чем о других поэтах его времени?

Татьяна Некрасова: Причин тому несколько. Одна из первых состоит в том, что количество стихотворений, созданных поэтом, в сравнении с другими авторами той эпохи относительно невелико. Это и не мудрено, поскольку Веневитинов прожил хотя и яркую, но совсем недолгую жизнь. Он ушёл от нас в возрасте двадцати одного года, сверкнув яркой кометой на российском поэтическом небосклоне. Другую причину можно усмотреть в том, что на протяжении долгого времени поэзия Дмитрия была незаслуженно забыта многими литературными критиками. Однако Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил не только поэтические произведения своего четвероюродного брата, но и его способности как литературного критика, а Чернышевский говорил о поэте буквально следующее: «если бы Дмитрий прожил хотя бы на десять лет дольше, он мог бы на десятилетия вперёд двинуть русскую литературу».

Подобные оценки отметают всяческие сомнения в том, что творчество Веневитинова заслуживает самого тщательного изучения и самой широкой популяризации.

Какое стихотворение Веневитинова лично вы любите больше всего?

Татьяна Некрасова: Одним из самых любимых стихотворений Дмитрия является «К моему перстню», которое стало частью романтической, но вместе с тем и печальной легенды о перстне, подаренном поэту его музой, княгиней Зинаидой Волконской.

С чего лучше начать знакомство с творчеством поэта?

Татьяна Некрасова: Я бы порекомендовала в первую очередь прочитать письма поэта, которые позволяют нам в полной мере оценить его поэтический дар, глубину восприятия окружающего мира. Лично мне очень нравится отрывок из письма Дмитрия к сестре Софии, написанного им в 1824 году во время пребывания в родовом гнезде в Новоживотинном: «Скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на средине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье».

Как вы будете отмечать 220-летие со дня рождения Д. Веневитинова?

Татьяна Некрасова: Торжества пройдут в тесном партнерстве с частной школой «Академия «Профиль», что обещает насыщенную и познавательную программу для всех гостей. Праздник начнётся с иммерсивной постановки, которая познакомит гостей не только с жизнью и творчеством Дмитрия, но и с историей всего рода Веневитиновых, сыгравшего видную роль в истории Воронежского края. Продолжит программу мастер-класс, в ходе которого воронежская студия исторического танца «Каменный мост» познакомит участников с бальной культурой XIX столетия, и даст им возможность попробовать себя в исполнении бальных танцев различных эпох. Завершат программу несколько интерактивных «станций», которые помогут гостям глубже погрузиться в атмосферу эпохи, когда жил и творил поэт.

Какие проекты развивает и инициирует ваш музей? Какие проекты близки вам?

Татьяна Некрасова: Если говорить о проектах, стартовавших в последние месяцы, то необходимо отметить в первую очередь уникальные программы с Графским поездом: «Ретро-вояж в усадьбу Веневитиновых», «Усадебный дилижанс» (для обладателей Пушкинской карты). Они позволяют совершить путешествие в эпоху романтизма. Самыми красивыми нашими программами являются сезоны осенних балов в атмосфере дворянской усадьбы XIX века.

Хочется отметить, что в совокупности все музейные программы направлены на то, чтобы сделать посещение усадьбы Веневитинова настоящим погружением в мир русской усадебной культуры, полным открытий и ярких впечатлений.

Какие главные цели ставит перед собой музей на ближайшее время?

Татьяна Некрасова: Основная цель – стать ведущим культурным центром, привлекающим туристов и ценителей искусства со всех уголков нашей страны. В ближайшее время особое внимание будет уделено развитию совместных проектов со школами. Музей-усадьба планирует расширить спектр просветительских программ для детей и взрослых, включая лекции, мастер-классы, литературные вечера и театрализованные представления. Это позволит вовлечь в культурную жизнь региона большее число людей и повысить интерес к наследию Дмитрия Веневитинова.

Узнать больше о Музее-усадьбе Д. Веневитинова можно в его сообществе Вконтакте.

К моему перстню, 1826

  • Ты был отрыт в могиле пыльной,
  • Любви глашатай вековой,
  • И снова пыли ты могильной
  • Завещан будешь, перстень мой,
  • Но не любовь теперь тобой
  • Благословила пламень вечной
  • И над тобой, в тоске сердечной,
  • Святой обет произнесла;
  • Нет! дружба в горький час прощанья
  • Любви рыдающей дала
  • Тебя залогом состраданья.
  • О, будь мой верный талисман!
  • Храни меня от тяжких ран
  • И света, и толпы ничтожной,
  • От едкой жажды славы ложной,
  • От обольстительной мечты
  • И от душевной пустоты.
  • В часы холодного сомненья
  • Надеждой сердце оживи,
  • И если в скорбях заточенья,
  • Вдали от ангела любви,
  • Оно замыслит преступленье, —
  • Ты дивной силой укроти
  • Порывы страсти безнадежной
  • И от груди моей мятежной
  • Свинец безумства отврати,
  • Когда же я в час смерти буду
  • Прощаться с тем, что здесь люблю,
  • Тогда я друга умолю,
  • Чтоб он с моей руки холодной
  • Тебя, мой перстень, не снимал,
  • Чтоб нас и гроб не разлучал.
  • И просьба будет не бесплодна:
  • Он подтвердит обет мне свой
  • Словами клятвы роковой.
  • Века промчатся, и быть может,
  • Что кто-нибудь мой прах встревожит
  • И в нём тебя отроет вновь;
  • И снова робкая любовь
  • Тебе прошепчет суеверно
  • Слова мучительных страстей,
  • И вновь ты другом будешь ей,
  • Как был и мне, мой перстень верной.