05.10.2025
Книжные новинки

Несгибаемая, как Жанна д'Арк, великая, как Екатерина II

Лев Данилкин представил книгу об Ирине Антоновой

Презентация книги Льва Данилкина в Российской государственной библиотеке / Фото: Дмитрий Гаврилов
Презентация книги Льва Данилкина в Российской государственной библиотеке / Фото: Дмитрий Гаврилов

Текст: Анастасия Скорондаева / РГ

Книгу Льва Данилкина об Ирине Антоновой ждали. Пожалуй, даже больше, чем ежегодный роман Пелевина. Данилкин нечасто радует своими новинками, умеет затаиться на годы, чтобы о нем успели подзабыть. Когда же просочилась информация, что модный критик нулевых, автор биографий Проханова, Гагарина и Ленина, успевший, к слову, побыть и редактором отдела культуры "РГ" в год столетия Октябрьской революции, работает над книгой о легендарной Антоновой, все сначала ахнули, а потом затаили дыхание в ожидании. Данилкин и Антонова - комбо, перед которым сложно устоять.

Несгибаемая, как Жанна д'Арк, ледяная, как Снежная королева, неподкупная, как Робеспьер, противоречивая, как доктор Джекил и мистер Хайд, хищная, как граф Дракула, великая, как Екатерина II, - все эти ипостаси выдающегося директора ГМИИ им. А.С. Пушкина (возглавляла его более 50 лет) нашли отражение в книге "Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой".

"Чтобы объяснить "феномен Антоновой", недостаточно нарисовать стерильный портрет: фигура в белом кубе. Важен и фон, и взаимодействие фигуры с идеологическими ландшафтами эпохи, и то, как отбрасываемая ею тень накрывает меняющийся, по мере продвижения из прошлого к будущему, пейзаж", - сообщает читателям Данилкин. Он не возводит памятник Антоновой, рассказывая о разных гранях личности "самой влиятельной и харизматичной женщины за всю историю советского и постсоветского периода". Тем не менее пишет о ней с явной симпатией, хотя, как признался он на презентации в Доме Пашкова, знакомы они не были, о чем он, к слову, очень жалеет.

Данилкин распахивает двери в "музей Антоновой", как называли ГМИИ им. А.С. Пушкина, особенно за границей, приглашая читателя самому подняться по ступеням истории этого места. Увидеть, как музей изящных искусств формировал ее, а она создавала из него лучший музей страны, постоянно соперничая с Эрмитажем. И у нее получалось. Не потому что так сошлись звезды, а потому что она страстно этого хотела.

Фишка книги - все главы начинаются с описания одного из сокровищ мира искусства, в истории перемещений которых обнаруживается адрес Волхонка, 12 (от "Аллегории Живописи" Яна Вермеера и "Клеветы" Сандро Боттичелли до "Боярыни Морозовой в санях" Василия Сурикова и "Сикстинской Мадонны" Рафаэля Санти): это тот самый "воображаемый музей" Ирины Александровны. Каждая картина или статуя так или иначе раскрывает для читателя образ этой удивительной и неугомонной женщины, которой восхищались, боялись, любили и ненавидели одновременно.

"Пожизненное приключение" Антоновой в музее началось с практики, куда она попала в 20 с небольшим лет. А приключений, надо сказать, хватало: от возвращения шедевров Дрезденской галереи, пропажи итальянской иконы XIV века, блестяще разыгранного ею кейса с трофейным искусством и золотом Шлимана до драматической прямой линии президента Путина, где Ирина Александровна, для начала прочитав небольшую лекцию (минут на десять), выступила с предложением воссоздать на базе Пушкинского музей нового западного искусства ГМНЗИ, передав в него часть картин, которая хранится в Эрмитаже.

Главы книги испещрены комментарийными сносками, но это не второстепенные отступления, а те заметки на полях, которые ярче рисуют картину жизни героини. Иногда автор иронизирует в свойственной ему манере (как в главе IX, где Данилкин рассказывает про первоапрельский розыгрыш с бегемотом, которого нужно было на время приютить в Итальянском дворике, или как в XXIX главе, где он комментирует фотографию, сделанную во время посещения музея Майклом Джексоном), иногда домысливает возможные сценарии развития той или иной ситуации или приводит рассказы тех, кто за много лет работы бок о бок с Антоновой натерпелся разного и готов этим поделиться.

"Это не совсем биография, скорее - описание Ирины Александровны Антоновой как произведения искусства",

- признается Данилкин. Возможно, так и есть. Тем не менее "Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой" - книга о роли потрясающей женщины в истории страны, одержимой своими идеями, которые превратили ее саму в икону. Ее "жизнь в искусстве" в исполнении Льва Данилкина читаешь как плутовской роман, как напряженный детектив, как историю бесконечной любви (к искусству и не только), но, как и положено хорошему (настоящему) произведению, конец оказывается драматичным. И даже если некоторые эпизоды из жизни Антоновой окатывают, словно ледяной душ, и не вызывают симпатии к героине, то, перелистывая последнюю страницу, строчки в книге непременно начинают "расплываться" от набежавших слез. И вот ты уже спешишь в ГМИИ им А.С. Пушкина, чтобы пройти по залам, прокрутить историю восхитительных побед и поражений Ирины Антоновой, прикоснуться к созданному ей памятнику самой себе и, возможно, даже сегодня услышать стук ее каблучков, который сотрудники узнавали с первого звука.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Лев Данилкин, критик, писатель:

Почему книга называется "Палаццо Мадамы"? От сотрудников музея я узнал, что ее называли "мадам". За глаза, конечно. Но не это главное. Заканчивается книга на образе Сикстинской Мадонны. Поэтому "мадам" отсылает не только к французскому Ренессансу. Мадам - как обращение к Мадонне, скорее этот оттенок здесь уместен. Возможно, название кажется немного саркастичным, но оно, напротив, наполнено благоговением.

В некотором смысле "Палаццо Мадамы" - продолжение моей книги о Ленине (речь о книге "Ленин. Пантократор солнечных пылинок". - Прим. "РГ"), которая вышла в 2016 году. Потому что отец Антоновой был директором Института экспериментального стекла, крупнейшего предприятия России. Антонова принадлежала к большевистской элите, ее бэкграунд связан с революционным кругом, с большевистским происхождением, и самое главное - это отражает то, как история революции превращается в историю контрреволюции. Ирина Александровна была одновременно инструментом и зеркалом этих изменений, через ее личность, через ее персону убедительно можно рассказать об этой метаморфозе.

КСТАТИ

Книга "Палаццо Мадамы": воображаемый музей Ирины Антоновой" уже в продаже во всех книжных магазинах страны. Презентация в Москве состоялась 3 октября, а 9 октября автор презентует книгу в Санкт-Петербурге в "Подписных изданиях".