26.11.2025
Литературные музеи

«Из подростков созидаются поколения»

Что мы знаем о четвертом романе «пятикнижия Достоевского»? Репортаж с новой выставки Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге

Фото: Тимур Егоров
Фото: Тимур Егоров

Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург

Сколько интересного узнала, придя на новую выставку в Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского! Называется она «“Подросток”: от идеи к идеалу. К 150-летию первой публикации романа».

Роман воспитания, единственный из «великого пятикнижия» Достоевского, написанный от первого лица, и последний роман автора, в котором действие происходит в Петербурге. Это сочинение не имело успеха, критикой было принято неоднозначно. Салтыков-Щедрин, например, писал, что «роман просто сумасшедший». А в ХХ веке произведение «реабилитируется»…На выставке, я, например, услышала, как один посетитель сказал сотруднице музея: «Подросток» – мой любимый роман!»

– Я могу уверенно сказать, что выставка получилась замечательной, – отметила куратор Александра Чернышова. – И мы очень надеемся, что она поможет понять этот роман или хотя бы привлечь к нему интерес. На протяжении всего времени, до последнего дня у нас шли концептуальные споры. И мы очень благодарны за терпение и за талант нашим замечательным помощникам: музейному проектировщику, художнику Марии Пиир и выставочному сценаристу Яне Сергеевой. С их помощью мы нашли такие решения, которые сделали выставку инструкцией к роману, действительно очень сложному. В нем столько героев, столько интриг, много событий. Не случайно писатель Герман Гессе признавался, что только с третьего раза разобрался с сюжетом…

Выставка трехчастная, как и сам роман. Первую часть назвали «Гостиной случайного семейства». Это вроде бы гостиная. Круглый стол, который должен собирать семью. Но все эти люди, номинально друг другу родные, на самом деле совершенно чужие. Они друг друга не знают, не понимают. И беспорядочный натюрморт в центре стола – тоже важный символ. Роман должен был называться «Беспорядок», здесь спрятана небольшая игра: читая характеристики героев, цитаты о них, можно находить в этом натюрморте вещи, которые к ним относятся. То есть все не случайно.

Большой шкаф (секретер) посвящен созданию романа и истории публикации. А также историческому контексту, на фоне которого роман создавался. С 1873 года Достоевский был главным редактором еженедельника «Гражданин», через него проходило множество информации. Представлены семь реальных громких уголовных дел или событий, которые были художественно переосмыслены автором и повлияли на содержание «Подростка».

Далее в витрине – первый и последний номера некрасовских «Отечественных записок» с публикацией романа: она началась и закончилась в 1875 году. Журнал литературный, политический и ученый, Санкт-Петербург.

Слушаю любопытный рассказ куратора Елены Долгих: «Это был удивительный в жизни Достоевского пример сотрудничества с редактором. Обычно его всегда подгоняли по срокам, это был страшный нерв. А тут после публикации первых глав «Подростка» – Федор Михайлович рассказывает об этом в письме жене – Некрасов произносит такие слова: «Только, ради Бога, не спешите и не портите. Очень уж хорошо все началось».

На выставке присутствуют копии рукописей романа «Подросток», с рисунком Федора Михайловича Достоевского. Считается, что на нем изображен юноша, облаченный в монашеское платье. Однако у каждого зрителя могут найтись свои интерпретации этого образа… Символично, что единственный известный нам автопортрет Достоевского сохранился на полях рукописи «Подростка», в тетради с подготовительными материалами именно к этому произведению. И если иногда говорят, что роман «Идиот» есть альтернативная биография Федора Михайловича, то, в общем, и роман «Подросток» точно так же может считаться его альтернативной биографией».

Последняя часть выставки называется «Идеал». Она отражает мир героя, пространство, в котором живет Аркадий Долгорукий: каморка, гроб, угол. Его мысли, противоречивые чувства, которые он испытывает к каждому из героев, окружающих его. Он пытается разобраться в этом сложном мире. Именно поэтому такое название – «от идеи к идеалу».

Рулетка. Адреса романа. Вещи из XIX века

Главная идея Аркадия Долгорукова – «сделаться Ротшильдом». Ей посвящен целый раздел экспозиции. Тема денег - центральная в романе. Здесь узнаем, как можно было раздобыть деньги в XIX веке и на что их потратить. Например: Украсть («300 рублей украли у Аркадия в подпольном игорном доме»). Выиграть на рулетке («Около 3 000 рублей выиграл на рулетке Аркадий. Из них 2000 он отдал князю Сереже в счет своего трехтысячного долга»). Есть и другие варианты: шантаж, получить наследство, получить приданое или удачно жениться…

Можно тут же, как Аркадий, сыграть в «подпольном казино». «Конечно, мы побоялись предлагать какой-то реальный выигрыш, потому что – помните? – рулетка запрещена полицией, как говорит главный герой. Поэтому казино у нас работает по такому принципу: можно запустить шарик, цифра, которая выиграла, – это либо предсказание, либо памятный календарик с цитатой из романа для вас», – поясняют сотрудники музея.

Я попробовала сыграть. Не выиграла. Мне выпало такое напутствие: «Вы, маменька, деньги-то подождите тратить».

В витринах – игральные карты, футляры для них, рулетка, копилка, шкатулка, набор для игр в преферанс. Монеты. А этот бумажник принадлежал младшему брату писателя. И вот так выглядело отдельное издание романа с автографом Федора Михайловича отцу Иоанну Румянцеву. Далее – дорожная чернильница, рюмка и подсвечник. Всё – из ХIХ века и из собрания музея Достоевского.

Адреса романа, их 13. К примеру, Конногвардейский переулок, Невский проспект у Казанского собора, Дворцовая площадь, Сенная… Кураторы выставки прошли по этим местам с книгой в руках. Останавливались, зачитывали строки романа. Берешь трубку и слушаешь текст, смотришь видеосюжеты.

– Что это за карта с флажками? – интересуются посетители.

Елена Долгих рассказывает: «Это драгоценнейшая карта Петербурга 1878 года. Флажками обозначены места, где мы делали видеосюжеты. Среди них адреса не только героев Достоевского, но и его собственные. Он пишет роман про молодое поколение и селится в районе Технологического, где тогда было три крупных учебных заведения: собственно Технологический институт – «рассадник вольнодумства», ремесленное и архитектурно-строительное училища, а кроме них еще около дюжины учебных заведений помельче. Писатель пристально всматривался в жизнь молодого поколения. В эти учебные заведения люди, конечно, приходили подростками, а именно из подростков, как говорит Достоевский в финале романа, созидаются поколения».

Прямая речь

Наталья Ашимбаева, директор музея Достоевского:

– Наша выставка продолжает традицию: создание выставок, посвященным отдельным произведениям Достоевского, особенно в связи с юбилейными, знаковыми датами.

«Подросток» – один из самых сложных романов, именно в плане воплощения его содержания средствами музейной экспозиции. Из всех больших романов Достоевского «Подросток» менее освоен читателями. Он как бы немного в тени громкой славы «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых». Причина заключается в сложной, хаотичной (по сравнению, например, с «Преступлением и наказанием») структуре романа, в котором действует, к тому же, большое количество героев, между которыми существуют весьма сложные отношения и родственные связи.

Сложная структура романа художественно оправдана, соответствует миру главного героя, подростка Аркадия Долгорукого, который переживает период поисков, мечется, совершает ошибки, находится в разладе с самим собой. Такое положение романа отразилось даже в истории его иллюстрирования художниками. Если к другим романам существует множество иллюстраций, выполненных разными художниками, создавшими незабываемые образы Раскольникова, Сони Мармеладовой, князя Мышкина и других, то к «Подростку» таких художественных работ значительно меньше. В результате не менее сложных поисков кураторы выставки Александра Чернышова и Елена Долгих нашли решение…