ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Достоевский: «Одной картины я желал быть вечно зритель». Какое полотно покорило писателя?

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Кузнечном переулке Петербурга открыл выставку-исследование «“...Одной картины я желал быть вечно зритель”. “Сикстинская Мадонна” и Достоевский»

Фото: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург

Проект подготовлен в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем и посвящен восприятию шедевра Рафаэля в русской культуре, а также особому отношению к этой картине Ф. М. Достоевского. На выставке можно познакомиться с высказываниями русских писателей о впечатлениях от «Сикстинской Мадонны». Цитируются Пушкин, Лев Толстой, Алексей Толстой, герой романа Тургенева…

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти/artifex.ru

Картина Рафаэля представлена по копии, выполненной А. Т. Марковым в 1830-е годы с точным соответствием оригиналу (из собрания Музея Российской Академии художеств).

«Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520) - одно из величайших и самых знаменитых произведений эпохи Высокого Возрождения.

Достоевский любил произведения Рафаэля «Мадонна в креслах», «Иоанн Креститель в пустыне», но «Сикстинская Мадонна» была его любимой картиной. По воспоминаниям современников, он подолгу вглядывался в этот образ в Дрезденской картинной галерее. Образ Сикстины стал для Достоевского воплощением Красоты, он обращался к этой картине в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток» и других произведениях.

С. А. Толстая, вдова писателя А. К. Толстого

Как сообщает пресс-релиз музея, Федор Михайлович мечтал, чтобы у него была фотография с изображением Мадонны Рафаэля. Жена писателя Анна Григорьевна вспоминала, что не могла найти хорошей репродукции с картины в антикварных магазинах. Фотографию «Сикстинской Мадонны» с изображением Мадонны с младенцем, без святых, в 1879 году подарила Достоевскому С. А. Толстая, вдова писателя А. К. Толстого. Это можно увидеть на фотографии кабинета писателя, которую сделал по заказу А. Г. Достоевской петербургский фотограф Вольдемар Таубе после смерти Достоевского. "Сикстинская Мадонна" висела в кабинете Достоевского над диваном.

Фото: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Когда писателя не стало, фотография Мадонны стала принадлежать его сыну Ф. Ф. Достоевскому. В 1918 году Федор Федорович выехал на юг России, чтобы похоронить свою мать, Анну Григорьевну, умершую в Ялте в полном одиночестве, и около двух лет не мог вернуться в условиях Гражданской войны. Его квартира в Петрограде долго оставалась пустой. Мадонна и другие предметы, находившиеся там, были утрачены.

Поиски Мадонны Достоевского заставили обратить пристальное внимание на фотографию, хранящуюся в Государственном Эрмитаже. Она точно соответствовала по описанию, размеру, времени создания (1870-е годы) исчезнувшей фотографии Достоевского. Исследования, выполненные сотрудниками Музея Достоевского совместно с коллегами из Эрмитажа, позволяют с большой долей вероятности предположить, что историческая фотография эрмитажной Мадонны и есть та, которая принадлежала Достоевскому. Происхождение эрмитажной фотографии неизвестно. На выставке представлены материалы, которые дают основание надеяться, что нашлась Мадонна Достоевского.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Фотография Сикстинской Мадонны из собрания Государственного Эрмитажа представлена на выставке, копия этой оригинальной фотографии находится в мемориальном кабинете Достоевского. Она висит над диваном, а напротив, в углу у окна находится подлинная икона Достоевского «Богоматерь всех скорбящих Радость». На выставке помещена копия этой иконы.

Выставка продолжит работу до 14 сентября.

Кстати

«Одной картины я желал быть вечно зритель» — цитата из стихотворения «Мадонна» Александра Сергеевича Пушкина (1830). Произведение выполнено в форме сонета и представляет собой монолог лирического героя. В нем говорится о стремлении героя иметь лишь одну картину, изображающую Мадонну с младенцем-Христом, а также о его благодарности Творцу за то, что он исполнил эту мечту и даровал ему любовь самой прекрасной и чистой женщины.

Справка

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского — один из шести российских музеев Федора Михайловича Достоевского, расположенный в Санкт-Петербурге, в доме в Кузнечном переулке, где писатель сначала прожил короткое время в 1846 году, а потом провел последние годы своей жизни.

Фото: Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского