Текст: Руслан Манеев
Если читатель заканчивает 2025 год списком полюбившихся книг, а редакции делают свой выбор лучших новинок и самых читаемых материалов, то в индустрии переплётов это гласный подсчет выручки.
Российская книжная палата, издательская группа «Эксмо-АСТ», «Литрес» и объединенная розничная сеть «Читай-Город — Буквоед» поделились результатами — до их публикации на подведомственных ресурсах. Для читателей такая денежная математика становится разговором о самом важном: что и кого читают больше всего, какие цены ждать на книги в обозримом будущем.
Галина Перова, директор Департамента статистики печати, резюмировала, что средний тираж и продажи книг снижаются. Например, количество переводных изданий существенно уменьшилось, сократившись на 10%.
Про переводную литературу: количество переводных книг с английского языка уменьшилось на 15%, увеличилась доля авторов, которые пишут книги на малых языках России.
В топе издательств гиганты «Эксмо» и издательские группы «АСТ» и «Просвещение». Предлагаем посмотреть на список самых издаваемых авторов.
Как видим, феномен Анны Джейн до сих пор актуален — как и четыре года назад, книжные новинки умершей писательницы в тренде. Великий классик Достоевский борется за первенство с «золотой кошкой» Гэнки Кавамуры. Привлекает внимание показатель продаж биллетристики Стивена Кинга: несмотря на то, что автор запретил издавать новинки в России, его произведения продолжают возвращать к себе читателя.
А здесь издания, выпущенные в 2025 году самым большим тиражом.
Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», сказал о самом большом росте продаж своего детища за всю историю. После аплодисментов зала гендиректор озвучил причины: рост инфляции и увеличение доли дорогих книг — как пример, ставшее популярным премиальное издание Библии и «золотой стандарт» недешевого оформления бестселлеров в принципе.
Гендиректор «АСТ-Азбука» Татьяна Горская сказала, что детская литература сохраняет уровень продаж 2024 года, несмотря на уменьшение аудитории — не секрет, что доля детей в населении становится меньше. Продажи означают, что к современному родителю приходит понимание, как важно ребёнку соприкасаться с книгами.
После периода стагнации продажи художественной литературы растут.
Рост продаж художественной литературы обусловлен еще и обновлением личной и общественной библиотек. Классика, которая осталась от прошлых поколений, обновляется в первую очередь.
Гендиректор компании «Литрес» Сергей Анурьев рассказал, что продажи диджитал-версий книг повысились на четверть, а аудиокниги остаются и в этом году драйвером рынка. Дочитываемость художки составляет 90–95% — аудиокниги повышают этот показатель. При этом 80% потребления приходится на любовные романы. В основном читатель заканчивает 20 книг в год.
Маркетплейсы занимают более половины рынка. Как для издателя ощущается монополизация канала продаж?
Татьяна Горская ответила, что продажи маркетплейсов драйвят общую выручку. Доступность книг для регионов страны повышается. Книжных магазинов недостаточно, так что появляется отличная альтернатива. Рост по классике можно назвать бумом во многом благодаря маркетплейсам.
Татьяна заметила, что маркетплейсы — достаточно молодая структура, ей около пяти лет, но всё же от площадок можно ожидать появления социальной миссиии помимо задач бизнеса: например, заинтересованность в распространении литературы.
В то же время Евгений Капьев заявил о поддержке розничных магазинов:
Роль книжных магазинов трудно не оценить. Нельзя забывать, что книжные первыми знакомят читателя с новыми авторами.
Александр Брычкин, гендиректор сети «Читай-Гороод — Буквоед», рассказал о распространении книжных в 2025 году: было открыто 26 точек, от Симферополя до Хабаровска.
Закончилось мероприятие обсуждением проблем отечественного книжного рынка. Главные сложности: не всегда регламентированные законопроекты по цензуре печати и замедленная модернизация производства.
Таковы итоги индустрии 2025 года. Нельзя забывать, что читательский выбор не только определяет литературные тенденции и влияет на рынок, но и определяет то, каким будет будущее — не только издателей и редакторов, но и самого читателя.
