САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Эксмо-АСТ» подвели итоги книжного года

Продажи книг выросли, но, как говорится, есть нюанс — сохраняются барьеры, мешающие отрасли развиваться

Фото: Анастасия Скорондаева
Фото: Анастасия Скорондаева

Текст: Андрей Мягков

В Международный день книгодарения издательская группа «Эксмо-АСТ» решила рассказать, что творилось на книжном рынке в 2024 году - а заодно предупредила, чего нам ждать в ближайшем будущем. Спойлер: поводов для оптимизма хватает, хотя и проблем тоже немало. Примерно с этого и начал генеральный директор издательской группы Евгений Капьев.

Рост продаж бумажных книг в прошедшем году составил около 1%. «Да, это всего 1%, но это рост», - прокомментировал Евгений Викторович и добавил, что в деньгах рынок вырос уже на 7% - и это если не считать образовательную литературу. При этом продажи прикладной и художественной литературы выросли заметно - на 8% и 19% соответственно, - а вот спрос на детскую литературу и комиксы упал; вероятно, это является эхом общих демографических проблем.

Капьев также подчеркнул, что интернет-продажи обвалились («фактор "Лабиринта"») и нынешний рост в основном обеспечивают продажи на маркетплейсах: в денежном отношении они составляют 47% рынка. А в экземплярах, по словам генерального директора издательской группы «Эксмо», доля маркетплейсов и вовсе может доходить аж до 60% - ведь цены там, как правило, ниже, чем в ваших любимых книжных.

«Нам важно удержать баланс цен, чтобы книжные магазины не закрывались. Очень надеюсь, что книжная розница пройдет этот период трансформации и станет достойно конкурировать с маркетплейсами», - добавил Евгений Викторович.

Поговорили и о медиапотреблении современных читателей: так, согласно исследованиям, люди сегодня читают от 5 до 7 часов в неделю, однако книги занимают всего 1% от этого времени. Остальные 99 занимает интернет - новости, соцсети и тому подобное.

«При этом этот 1% регулируются более чем 34 нормативными актами, - отметил Капьев. - Это мешает развитию отрасли».

В целом же среди барьеров роста Евгений Викторович отметил выпадающий в связи с новыми законам ассортимент, устаревшие требования к оформлению детских книг, риск падения спроса на фоне роста цен, рост бумажного пиратства и пиратскую находчивость, ускоряющееся закрытие книжных, возросшую стоимость привлечения трафика в рекламе и маркетинге и конкуренцию за таланты с другими рынками.

Остальные спикеры тоже не отмалчивались - шутка ли, конференция в итоге длилась больше полутора часов.

Так, генеральный директор издательской группы «АСТ-Азбука» Татьяна Горская поведала, что женщины по-прежнему читают больше мужчин, однако есть заметный «тренд на сближение». А еще отметила, что самая читающая аудитория притаилась в возрастных группах 16-19 и 20-24 - вот вам и «молодежь не читает». Директор по комплексу «Российская книжная палата» РГБ Елена Ногина рассказала, что впервые за долгое время книжная палата зафиксировала рост: общий тираж книг и брошюр в 2024 году вырос на 10%. Ну а Александр Брычкин, генеральный директор объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», не только сообщил, что в 2024 году в России закрылось 200 книжных магазинов, но и обратил внимание на то, что обычные скучные книжные перестали удовлетворять читателей. В связи с этим сеть взяла курс на обновление магазинов, которые должны стать «не просто местом, где ты получаешь книгу», и местом, где ты «получаешь впечатления от выбора книги».

В свою очередь генеральный директор группы компаний «Литрес» Сергей Анурьев рассказал, что рынок электронных книг в этом году вновь вырос - аж на 30%. Ровно половина этого «пирога» приходится на «Литрес», 19% унесли себе Яндекс Книги, а вот у Строк от МТС всего 3%. При этом «рынок драйвят» экосистемы - все больше людей предпочитают читать книги по подписке в тех же Яндекс Книгах.

В числе других тенденций на рынке электронных книг Сергей выделил доминирование аудиоформата среди тех, кто пользуется подпиской, прослушивание книг на ускоренной перемотке, рост самиздата, все большую популярность короткого формата, а также снижение располагаемых доходов населения, которое подстёгивает экосистемы предлагать подписчикам более выгодные условия.