18.05.2015
100-летие Симонова

Реконструкция спектакля «Павшие и живые»

В рамках выставки РГАЛИ Вениамин Смехов представил реконструкцию спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые»

Текст: РГАЛИ, rgali.ru

Фото: Юрий Феклистов

В мае в рамках выставки "„Долго пахнут порохом слова...“. Поэты на войне» (поэтынавойне.рф) в залах Государственного центрального музея современной истории России Вениамин Смехов и молодые актеры Московского театра драмы и комедии на Таганке Дмитрий Высоцкий и Мария Матвеева представили реконструкцию поэтического спектакля, поставленного Юрием Любимовым в 1965 году и вскоре ставшего одним из самых успешных в репертуаре театра.

Директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева отметила, что этот день - действительно волшебный: «Надо признать, что у нас на каждом мероприятии случаются поистине волшебные моменты. На вечере памяти К. М. Симонова, его дочь Мария Кирилловна Симонова передала архиву бесценный дар - рукописную книгу со стихотворениями Константина Симонова, посвященными Валентине Серовой. Долгие годы эта реликвия хранилась в ее доме. После ее смерти она исчезла, и только через много лет она таинственным образом была прислана Марии Кирилловне из Израиля неизвестным корреспондентом. А сегодня мы при помощи Вениамина Смехова и его коллег будем вспоминать легендарный спектакль».

Вениамин Смехов отметил, что про спектакль «Павшие и живые» режиссер Юрий Любимов говорил: «Давайте восстанавливать справедливость». Ведь множество великих произведений были написаны поэтами, а ХХ век в плане поэзии «отдыхает». Идею спектакля подсказал Константин Симонов, и он же пригласил в соавторы Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Бориса Грибанова. Актёры должны были выступать от имени целой плеяды поэтов военных лет, создавая собирательный образ поколения, чья жизнь была испытана и прервана войной. В спектакль вошли стихи Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, Суркова, Пастернака, Берггольц, Кульчицкого, Когана, Вс. Багрицкого, Гудзенко, Самойлова, Слуцкого, Окуджавы, Межирова, Левитанского. Роли исполняли Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Юрий Беляев, Семен Фарада, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Богина, Николай Губенко и др. «Актеры играли без грима. Никто из них не старался быть похожим на своего героя, не подражали поэтической манере какого-либо поэта», - поделился Смехов своими воспоминаниями. Сила спектакля состояла в том, что стихи актёры выплёскивали в зал, как выстраданные ими самими. Режиссёр требовал отказа от ложной декламации.

Смехов рассказал и о непростой судьбе спектакля, о запретах, которые преследовали постановку. 22 июня 1965 года состоялся первый показ спектакля Управлению культуры, проходивший в помещении Театра им. Моссовета, где «Таганка» играла свои спектакли во время ремонта собственного здания. «Театр сделал невозможное: люди, которые пришли закрывать спектакль, плакали, смеялись, аплодировали так, что стопроцентного осуждения и проработки не получилось. Но все же, спектакль к публике не допустили. После прогона "Павших и живых" поступила директива с замечаниями по десяти пунктам и указанием "Смягчить сцены с политической точки зрения". Приказано было изъять новеллу о Пастернаке, уточнить мотив смерти Семена Гудзенко, исключить стихотворение Ольги Берггольц "Дума", улучшить качество чтения стихов и исполнения пантомимы...», - говорит Смехов.

Особое место в оформлении «Павших и живых» занимала чаша с Вечным огнем, которую предложил ввести в финал спектакля художник Юрий Васильев. «Порой в театре очень трудно зажечь даже одну свечу, нужно биться с пожарными, они хотели наш Вечный огонь затоптать. Но спектакль посмотрел высокий чин, генерал пожарной службы, и так проникся, что после представления произнес прекрасную фразу: «Я беру огонь на себя», - вспоминает Смехов. Это стало настоящей «находкой» спектакля: на сцене горело натуральное пламя Вечного огня, предвосхищая то, что позже зажгут в Александровском саду у стен Кремля.

На реконструкции спектакля 12 мая актеры исполнили песни «Бьется в тесной печурке огонь», «Звезда», «10 ворчунов», «Солдаты группы "Центр"», которую Владимир Высоцкий написал специально для спектакля. Композиция «Сто тысяч дорог позади», которая также прозвучала в тот вечере, считается гимном театра на Таганке. Актеры прочитали и великие стихи: «Жди меня» Константина Симонова, «Нас не нужно жалеть…» и «Перед атакой» Семена Гудзенко, «Сороковые, роковые...» Давида Самойлова, «Дума» Ольги Берггольц, «Быть знаменитым некрасиво» Бориса Пастернака и многие другие.

В завершение вечера Татьяна Горяева отметила, что состоявшаяся реконструкция займет особое место в истории спектакля. «Спектакль "Павшие и живые", который сегодня ожил благодаря актерскому мастерству Вениамина Смехова, Дмитрия Высоцкого и Марии Матвеевой, не был ранее запечатлен на видео, сохранился только фонодокумент. Однако благодаря нашим коллегам все, что случилось сегодня в этом зале, записано на пленку и сохранится для последующих поколений», - отметила Татьяна Горяева.

Ссылка по теме:

В рамках выставки РГАЛИ Вениамин Смехов представил реконструкцию спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые»