09.07.2015

Жили-были дед да баба…

Книги о необыкновенных стариках и удивительных старушках

Текст: Наталья Харпалёва

Фото: обложки книг издательств «Розовый жираф», "Настя и Никита" и "КомпасГид"

По определению, «семь-я» - это семь человек: ребёнок, папа, мама, а ещё две бабушки и два дедушки. Увы, по в наших реалиях уже хорошо, если у малыша есть хотя бы бабушка. Дед - вообще удивительно. Распалась связь времён. В глазах многих «взрослых», то есть родителей, бабушки и дедушки - это «уходящая натура», консерваторы, хранители докучливых устоев и мало кому интересных традиций. На «дедов» смотрят снисходительно, прислушиваться к их советам не спешат и много от них не ждут. А зря. Потому что старики умеют удивлять. Наш обзор - тому доказательство.

Артур Гиваргизов

МОРЖ, УЧИТЕЛЬ И ПОЭТ

Издательство «Розовый жираф»

Морж, учитель и поэт - это три отдельных персонажа книги. В то же время это всё воплощения одного и того же персонажа, потому что шестидесятилетний «мальчик» -учитель Миша по совместительству ещё и морж (шутка ли - в Ледовитом океане купается!), и поэт.

Когда среди вечной мерзлоты в маленьком приморском посёлке появляется такой экзотичный дяденька, вокруг него, конечно, сразу начинают закручиваться всякие чудеса и приключения. То мамонт в доме заведётся, то неперевоспитуемый соседский Снегирёв вдруг через высокую поэзию перевоспитается, а то вообще окажется Миша в далёкой Индии, верхом на слоне. И целую неделю будет ехать к океану. Во как.

Приятно читать эту книгу и знать всех героев в лицо - и бородатых философов-полицейских, и индийских йогов, и белого медведя Михал Михалыча... Иллюстратору Сергею Калинину удалось двумя-тремя штрихами нарисовать смешных, характерных и очень узнаваемых героев.

Книга «Морж, учитель и поэт» совсем-совсем новая. Любители больших путешествий, не пропустите! Маленькие повести Артура Гиваргизова обязательно придутся вам по душе.

Зильке Ламбек

ГОСПОДИН РОЗОЧКА

ИД "КомпасГид"

Они все такие. Они все появляются, удивляют, становятся для тебя самыми близкими и необыкновенными друзьями, а потом уходят, улетают, уплывают… И обещают вернуться. Иногда, правда, возвращаются, и тогда это самое большое счастье. Карлсон, Мэри Поппинс, господин Розочка… Волшебные помощники детей. Они приходят, когда трудно, и решают проблемы. Или создают новые, но делают это настолько здорово, что всё равно лучше их никого нет.

Господин Розочка, в отличие от Карлсона, персонаж видимый. На симпатичных иллюстрациях Карстена Тайха Леопольд Розочка элегантен и утончён как зонтик, который этот господин срезал однажды после зонтичного дождя в парке.

Совершенно реальный сосед восьмилетнего Морица живёт с ним в одном подъезде. Даже с родителями Морица Розочка вежливо здоровается. Правда, на чашку кофе его не зазовёшь - всё некогда.

Зато с мальчиком у Леопольда Розочки всегда есть время пообщаться. И есть о чём. Удивительный сосед - воплощение детской мечты. Как правило, если ребёнок рассказывает взрослым о волшебствах, которые видел сам, взрослые ему не верят. А господин Розочка делает так, что Морицу все верят! Верят сочинению о парковом тигре, верят рассказу о домашнем слоне... Розочка всегда оказывается там, где нужно, тогда, когда нужно. Гадкий одноклассник Морица, грубиян-начальник мамы, сердитый охранник - всё это не проблема, если в кармане господина с зонтиком есть волшебная солонка. Стоит посолить - и злость, грубость, хамство уходят. И в семье наступает лад, и мама, наконец, получает возможность отдохнуть.

Леопольд Розочка давно помогает людям, даже взрослым. И люди, даже взрослые, помнят его доброту, даже через много лет. И даже бесплатно угощают его лавандово-ванильным мороженым.

Вот только желающих получить помощь слишком много. У Розочки полно заказов. Пора уезжать, улетать, исчезать вслед за Мэри Поппинс, вслед за Карлсоном... Но он обязательно вернётся! Он же обещал. У такой книги должно быть продолжение.

Альф Прёйсен

СТАРУШКА-КРОШКА-С-ЧАЙНУЮ-ЛОЖКУ

Издательство «Мелик-Пашаев»

Норвегия - страна не очень большая. И старушки там, в основном, не очень большие. А одна так и вовсе может превращаться из небольшой совсем в крошку. Буквально размером с чайную ложку.

Здорово! Удобно! Казалось бы. Но есть одно обстоятельство - превращения со старушкой случаются внезапно, независимо от её желания и, разумеется, в самый неподходящий момент. Допустим, готовит старушка для своего дражайшего супруга суп из рожков. Или, скажем, собирается принять участие в благотворительной лотерее. Или, предположим, надумала прорубить в ручье прорубь и набрать воды. И тут - бац! - уменьшилась в крошку, да так, что иные мыши с ней начинают свысока разговаривать. Вот и выкручивайся, как знаешь.

Другой бы запаниковал, растерялся, но только не наша героиня! Она ведь умеет и с детьми, и со взрослыми, и даже с лесными обитателями договариваться. Со всеми находит общий язык и всякий оказывается рад ей помочь. Чудеса, да и только!

Смекалистая, хозяйственная, никогда не унывающая старушка-с-чайную-ложку давно обрела целую армию поклонников во многих странах. Вот до России добралась. И очень мы этому рады, потому что большое удовольствие окунуться в уютный, добрый мир маленькой норвежской деревушки, где лось может скатиться со снежной горы, сидя в квашне, а единственное, что портит настроение мужа героини, это отсутствие на столе черничного варенья. В этом добром мире есть и камин, и запах свежесваренного кофе, и рождественские вафли с морошковым вареньем, словом, не мир, а сказка, которую так замечательно воплощают милые, живые иллюстрации Бьёрна Берга.

Несмотря на кажущуюся несерьёзность, книжка-то весьма поучительная. «Так случается, что тот, кто не боится больших, очень даже пугается самых маленьких». Разве не мудрость? Ещё какая. Или: «...И нет ничего сложного справляться со всеми трудностями в этом мире, даже если ты мал ростом, - сказала она себе. - Просто надо знать, как с кем разговаривать, вот и вся наука».

Юлия Кузнецова

ДОМ «П»

ИД «КомпасГид»

Скорее всего, всё, о чём написано в этой книге, было на самом деле. Чем завершилась реальная история? Бог весть. Сказка, которая по этой истории сложилась, как и положено сказке, закончилась хорошо. И славно, а то не вышло бы детской книжки, а вышла бы грустная взрослая повесть.

Дом «П» - это дом престарелых. То есть формально-то это санаторий. Во всяком случае, так говорит его директор, папин приятель дядя Миша. Но на самом деле это заведение с зарешеченными окнами, куда сбагривают старичков и старушек, больных, злых, сварливых и глупых. Опять-таки, на самом деле они, может быть, здоровые, добрые, умные, но уж больно эти старики мешают своим вечно занятым взрослым детям.

Взять хотя бы бабушку Женю. Уж как она старалась никому в семье не докучать - ни сыну, ни внучкам, ни невестке. Уж как скрывала свое невинное увлечение боксом! Как смиренно отсиживалась в своей комнате, чтобы, упаси Бог, не потревожить домочадцев и их гостей! А всё получалось невпопад. То сына перед соседями унизит - взяла, понимаешь, сама унитаз починила! То невестку рогаликами с мармеладом соблазнит, а от них полнеют. То внучкин режим дня нарушит. Словом, одна дорога бабушке Жене - в дом «П». Для её же, разумеется, пользы. Там ведь и подлечат, и отдохнуть дадут.

Только в доме «П» как-то бабушке Жене не по себе. И что там может быть по себе, если тоскливо, невкусно, блёкло и стулья без конца ломаются? Да ещё сын родной завёл себе карманного злого дракончика и к матери Жене носа не кажет.

Ну что ж, можно слечь, как соседка по палате, обложиться лекарствами и покорно ждать, когда коробку с твоими вещами отнесут в подвал к другим «ушедшим». А можно попробовать всё изменить. Высветлить. Расшевелить. И товарищей по заточению, и серый казённый быт, и даже персонал «санатория». Не зря же боксёрские перчатки столько лет верой и правдой служат бабушке-бойцу.

А самое главное для героини - вернуться домой, вернуть любимую семью, своего сына, найти понимание и поддержку у самых родных людей.

Эту сказку-несказку надо, конечно, читать детям. Но ещё нужнее она взрослым детям, у которых пока живы родители, дай им Бог здоровья, терпения. И не дай Бог никогда стать обитателями Дома «П».

Екатерина Зверева

МЫ С БАБУШКОЙ

издательство "Настя и Никита"

Девятилетней Марусе обещали деревенскую бабушку. Папа так и сказал: едем в деревню к бабушке. Раньше не ездили, потому что некогда было. Дела, дела... А мама ещё подтвердила: бабушка против прогресса и от жизни отстала. Вот и славно! Деревенской экзотики современному городскому ребёнку ой как не хватает!

Обещали одно, а на деле предъявили вообще непонятно что. Что это за деревенская бабушка, которая не то что лаптей и платка не носит, но вообще ни одной сказки, ни одной колыбельной не знает! Что говорить - оладушков нормальных испечь не может! Недоразумение какое-то, а не бабушка.

Как, позвольте вас спросить, проводить каникулы с человеком, который гоняет на мотоцикле с коляской, откапывает пенсию на огороде, привязывает абрикосы к берёзовым веткам, считает кольца Сатурна и лупит с крыши в мишень вишнёвыми косточками? Это же с ума можно сойти! Таких бабушек вообще не бывает! Таких замечательных бабушек не бывает вообще. Вот одна только Марусе досталась. Повезло ей. И соседям её тоже повезло. И когда приходит пора расставаться, можно готовить трёхлитровую банку для слёз, чтобы к следующей встрече она была полнёхонька до краёв. Добрые иллюстрации Елены Поповской напоминают рисунки девочки-подростка. При этом бабушка на них совершенно уникальная: стильная, энергичная и эмансипированная дама, не похожая ни на одну предшествующую ей литературную бабушку.