11.11.2023

Нет России без культуры — нет культуры без РГ

За наших и ваших читателей — 33 раза! 11 ноября «Российская газета» отмечает очередной день рождения

Первый номер «РГ» вышел 11 ноября 1990 года
Первый номер «РГ» вышел 11 ноября 1990 года
«Российской газете» — 33 года. Первый номер РГ вышел 11 ноября 1990 года — согласно решению Верховного Совета РСФСР. Если судить по цифрам — в самом расцвете лет и сил. Чей это праздник — журналистов? Да, конечно. Но прежде всего — праздник читателей. Ни мы без них не можем, ни они без нас. Вот и этот день рождения журналисты и читатели РГ встречали вместе — в толчее на Международной выставке-форуме «Россия».

КТО И КАК ПОЗДРАВИЛ РГ НА ВЫСТАВКЕ «РОССИЯ»

СТИХИ ОТ АРДИ

Робот-андроид Арди, который стал медиазвездой на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, поздравляет «Российскую газету» с днем рождения и читает стихи. Пока не свои.

ТОСТЫ ОТ ДИРЕКТОРА И ПРОДЮСЕРА

Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок и продюсер многих крутых фестивалей Сергей Новожилов: без культуры нет России, без “Российской газеты» нет высокой культуры. Текст как тост.

ОДА ТУРГЕНЕВСКИХ ДЕВУШЕК

Зубр (не путать с медведем), их почти 800 (!) в Орловской области, мудро молчал, но под тургеневским дубом (не поправляйте, макетом), музейщики пели осанну РГ: возможно, владеют секретными данными, что журналист РГ Игорь Вирабов заканчивает книгу для серии ЖЗЛ про Ивана Сергеевича, гордость земли орловской.


7 вопросов для знатоков литературы и РГ

1. Сколько сотрудников «Российской газеты» были в разные годы финалистами литературной премии «Большая книга»?

  • 1
  • 4
  • 6

2. Что общего у Достоевского и «Российской газеты»?

  • Ничего
  • День рождения
  • Место рождения
  • Любовь к литературе

3. Сколько человек участвовали в создании видеокниги «Читаем Онегина всем миром», которая была записана «Российской газетой» совместно с Музеем Пушкина в 2017 году?

  • Больше 50
  • Больше 200
  • Больше 1000

4. Про какого поэта еще не написана книга писателями «Российской газеты»?

  • Бродский
  • Вознесенский
  • Пушкин
  • Лермонтов

5. О какой разведчице писали авторы РГ?

  • Надежда Троян
  • Маргарита Коненкова
  • Елизавета Зарубина

6. Каким произведением Чехова вдохновлялись участники творческого конкурса "РГ" и ГодаЛитературы

  • Остров Сахалин
  • Дама с собачкой
  • Вишневый сад

7. Имя какого поэта носит международный конкурс для учителей русского языка, который проводит Российская газета?

  • Пушкина
  • Жуковского
  • Тютчева

Правильные ответы:

1. В финал «Большой книги» в разные годы выходили четыре сотрудника и по совместительству — писатели «Российской газеты»: Павел Басинский, Михаил Визель, Игорь Вирабов, Лев Данилкин. Басинский и Данилкин получали первые премии (Басинский - дважды).

2. Что общего у Достоевского и «Российской газеты»? — Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Там же 11 ноября 1990 года вышел первый номер «Российской газеты», который и считается днем рождения газеты. Про любовь к литературе и говорить нечего.

3. Вместе со знаменитостями великий роман прочитали 218 человек: добровольцев выбрали из более чем 1000 участников, приславших свои видеозаписи из 23 стран мира.

4. Уже написаны книги: Юрий Лепский «Бродский только что ушел», Игорь Вирабов «Андрей Вознесенский», Михаил Визель «Пушкин. Болдино. Карантин. Хроника самоизоляции 1830 года».

5. «Надежда Троян». Автор книги о разведчице — Николай Михайлович Долгополов.

6. «Курортный роман. Дама с собачкой» — конкурс короткого романтического рассказа, был навеян «Дамой с собачкой» Антона Павловича Чехова.

7. Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов проводится «Российской газетой» с 2000 года.

«Российская газета» и Федор Достоевский

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фёдор Достоевский родился в семье и в квартире военного врача на московской Божедомке 11 ноября (по нашему стилю) 1821 года. А спустя 169 лет указом тогдашнего Верховного совета РСФСР, заседавшего на Пресне, была основана "Российская газета" - первый номер которой вышел тоже 11 ноября - и с тех вот уже 33-й раз отмечает этот день как свой свой день рождения.

Что еще у них общего?

Сама постановка вопроса может показаться "приисканной", как сказали бы во времена Достоевского. Что общего может быть у великого русского писателя XIX века и крупного федерального СМИ XXI века?

Не так уж мало. Оба работают со словом. К слову, "Российская газета" - едва ли не последняя из федеральных газет, в которой есть самостоятельный отдел культуры, не замененный "светской жизнью", "досугом" и тому подобным. Достоевский, как известно, отнюдь не чурался "литературы факта" и даже ходил на судебные заседания собирать материалы для "Бесов". Да и сам издавал вместе с братом журнал. В котором публиковал свой страстный "Дневник писателя" - прообраз современного блога.

А главное, Федор Михайлович Достоевский был истинным патриотом - и не обращал внимания на то, какой дополнительный смысл порой вкладывали в это слово с той или другой стороны. Смог бы Достоевский стать колумнистом или обозревателем современной "Российской газеты"? Вот несколько обширных цитат его из публицистических текстов. Судите сами, насколько они современны по содержанию и стилистически выдержаны.

Ф.М. Достоевский «Из дневника писателя»

О России

Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих.

О семье

Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Только тогда это крепко, только тогда это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.

О счастье

Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

О детях

Вы скажете, что мы должны же исправлять детей. Слушайте: мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними.

О языке

Ну так знай­те же, есть та­кая тай­на при­ро­ды, за­кон ее, по ко­то­ро­му толь­ко тем язы­ком мож­но вла­деть в со­вер­шен­с­т­ве, с ка­ким ро­дил­ся, то есть ка­ким го­во­рит тот на­род, ко­то­ро­му при­над­ле­жи­те вы.

О свободе

В ны­неш­нем об­ра­зе мира по­ла­га­ют сво­бо­ду в раз­нуз­дан­нос­ти, тог­да как нас­то­ящая сво­бо­да – лишь в одо­ле­нии себя и воли сво­ей, так что­бы под ко­нец дос­тиг­нуть та­ко­го нрав­с­т­вен­но­го сос­то­яни­я, чтоб всег­да во вся­кий мо­мент быть са­мо­му себе нас­то­ящим хо­зя­ином. А раз­нуз­дан­нос­ть же­ла­ний ве­дет лишь к раб­с­т­ву ва­ше­му.

Об уме

Всех умней, по-моему, тот, кто хоть раз в месяц самого себя дураком назовёт, - способность ныне неслыханная!

... все беспокоятся, все во всем принимают участие, все желают высказать мнение и заявить себя, и вот только одного не могут решить, чего больше желают: обособиться ли в своем мнении каждый или спеться в один общий стройный хор.

О переводах

Между тем на европейские языки, преимущественно на французский, чрезвычайно много из русского народного языка и из художественных литературных наших произведений до сих пор совершенно непереводимо и непередаваемо. Я не могу без смеха вспомнить один перевод (теперь очень редкий) Гоголя на французский язык, сделанный в средине 40-х годов, в Петербурге, г-м Виардо, мужем известной певицы, в сообществе с одним русским, теперь по праву знаменитым, но тогда еще лишь начинавшим молодым писателем. Вышла просто какая-то галиматья, вместо Гоголя. Пушкин тоже во многом непереводим. Я думаю, если б перевесть такую вещь, как сказание протопопа Аввакума, то вышла бы тоже галиматья, или, лучше сказать, ровно ничего бы не вышло. Почему это так? Ведь страшно сказать, что европейский дух, может быть, не так многоразличен и более замкнуто-своеобразен, чем наш, несмотря даже на то, что уж несомненно законченнее и отчетливее выразился, чем наш. Но если это страшно сказать, то, по крайней мере, нельзя не признать, с надеждой и с веселием духа, что нашего-то языка дух - бесспорно многоразличен, богат, всесторонен и всеобъемлющ, ибо в неустроенных еще формах своих, а уже мог передать драгоценности и сокровища мысли европейской, и мы чувствуем, что переданы они точно и верно. И вот этакого "материала" мы сами лишаем своих детей, - для чего? Чтоб сделать их несчастными, бесспорно. Мы презираем этот материал, считаем грубым подкопытным языком, на котором неприлично выразить великосветское чувство или великосветскую мысль.

О русском народе

Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости Господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается. Что в целом народе, то и в отдельных типах, говоря, впрочем, лишь вообще.