Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: petrushevskaya.livejournal.com
23 ноября в Театре Маяковского будет шумно — туда заглянет развеселое кабаре Людмилы Петрушевской с программой «50 лет на сцене и за пишущей машинкой».
Живой классик русской литературы, прозаик, драматург, мультипликатор, поэт, художник и певица ровно 50 лет назад написала свой первый рассказ. Правда, впервые напечатали автора гораздо позже — в 1972-м в журнале «Аврора» вышел рассказ «Через поля», а дальше — тишина, автор числилась в списке запрещенных. Как признается писательница, ее прадед, который «был персонажем Серебряного века», в детстве почему-то запрещал ей читать, а сама она мечтала стать оперной певицей.
Теперь Людмила Стефановна выходит на сцену, только не на оперную, — поет песни собственного сочинения (пусть ее за это многие и ругают), запросто читает рэп и поражает своей неиссякаемой энергией. Журнал The New Yorker совсем недавно назвал Петрушевскую «современным Эдгаром По». О ее литературе можно говорить бесконечно долго - одновременно мрачная и притом сентиментальная проза затягивает, порабощает и всегда находит отклик. В жанре мистической новеллы ей не было равных и в 90-х годах, и нет равных до сих пор.
Концепцию праздничного вечера придумали режиссер Федор Павлов-Андреевич, сын писателя, ставший автором самого первого вечера кабаре Петрушевской, художник Катя Бочавар и хореограф Дина Хусейн. Кабаре Петрушевской — это, в первую очередь, череда сменяющихся от песни к песне образов главной героини — от Эдит Пиаф и Марлен Дитрих до девочки-сиротки или старушки с ППШ. В ее репертуаре есть и «Мурка», написанная в Польше до войны, и рок-н-ролл начала пятидесятых годов Rock Around the Clock, итальянские, американские песни, фокстрот «Старушка не спеша дорожку перешла» из чикагского мюзикла 1930-х, а также бессмертные «О, кабаре!», «Лили Марлен», «Блю канари», «Дождь идет», «Шанз Элизе» и другие. Мастеру перевоплощения вторит с полуслова понимающий ее оркестр «Керосин», который импровизирует на ходу.
Вихрь чувств, калейдоскоп шляпок, немного мрака и еще совсем немного ужаса и, кажется, что недовольных кабаре нет. Так бывает всякий раз, когда Петрушевская выходит к зрителю. Но на вечере в Театре Маяковского она будет не одна: в готическом кабаре примут участие популярные актеры Егор Бероев, Татьяна Васильева, Нонна Гришаева, Михаил Ефремов, Полина Кутепова, Юлия Рутберг, Евгений Стычкин, которые прочитают короткие новеллы Людмилы Стефановны «Черное пальто», «Черный пудель», «Случай в Сокольниках», «Рука», «Бог Посейдон» и «Нина Комарова». Все вместе они составят идеальный оркестр.
На сцене будет царить пустота, за исключением винтажных чемоданов из коллекции эпатажного московского художника и модельера Александра Петлюры, остальную декорацию заменят собой видеообои Кати Бочавар и световая концепция художника Ивана Виноградова.
Ссылка по теме:
И музыка, и слово — ГодЛитературы.РФ, 06.05.2015