31.12.2015

Полюбили пианиста

Новый год в Перми начнется под «Оркестр»

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Свои традиционные рождественские встречи пермский театр «У моста» предлагает провести с премьерой - «Оркестром» Жана Ануя. Ради премьеры абсурдистской комедии коллектив даже изменил излюбленной мистике.

Все действие не выходит за пределы сцены в некоем не то ресторане, не то клубе, - лишь одно событие совершается за кулисами, но прямо влияет на происходящее, - все страсти полыхают в течение одного вечера. На подмостках шесть музыканток и один пианист услаждают слух курортной публики, а в промежутках между номерами, а то и в паузах прямо во время игры, жалуются друг другу на жизнь, ревнуют и выясняют отношения.

По словам режиссера-постановщика, художественного руководителя «У моста» Сергея Федотова, идея поставить такой спектакль появилась из желания иметь спектакль-дивертисмент для ведущих актрис возглавляемой труппы. Пьеса французского драматурга дает для этого широкое поле женских типажей. Тут и властная руководительница (Галина Гринберг), что не прочь подобрать единственного в коллективе мужчинку (главную мужскую роль играет Анатолий Жуков), уловив лишь намек, что соперница выпустит его из рук. И незрелая мать-одиночка, падкая на мужчин и заглаживающая чувство вины перед дочкой дорогими подарками, и великовозрастная дева, тяготящаяся жизнью с впавшей в детство старой мамашей, и добровольная страдалица, что, пойдя на отношения с женатым человеком, теперь изводит его претензиями, и другие того же поля ягоды. У всех ненормальная личная жизнь, каждая жаждет любить и быть любимой, и ни одна на это не способна. Монологи почти по Чехову - изливая душу, персонажи не слышат друг друга. Глубина низости и ущербности, являемая в репликах, может, и не дотягивает до Достоевского, но Смердяков бы оценил. Выстрел самоубийцы в туалете в финале не вызывает удивления, но режиссер к персонажам французского драматурга относится лучше, чем автор, - конец напугает, но некоторые герои достигнут счастья им по мерке.

- Нас уже двадцать семь лет именуют мистическим театром, - говорит Сергей Федотов. - Но раз в год мы расширяем жанровую палитру, играя искрометные комедии, - конечно, со смыслом, - диаметрально противоположные некоторым другим нашим работам.

«Оркестр» станет центральным событием традиционных рождественских встреч, включающих в себя экскурсии за кулисы с комментариями актеров, посещение «комнаты ужаса» и тому подобные веселые мероприятия, которые «мистический театр» проводит уже десять лет.

Эта премьера «У моста» увенчала собою маленький французский сезон на подмостках пермских театров; без внешнего повода вроде перекрестного года культур, нынче сразу несколько коллективов обратились к французскому материалу. В 2015-м пермская афиша обогатилась «Как я стал идиотом» по повести Мартена Пажа в Пермском ТЮЗе, мюзиклом «Монте-Кристо (Я, Эдмон Дантес)» по мотивам Александра Дюма и «Обещанием рассвету» по Ромену Гари в «Театре-Театре», мольеровским «Дон Жуаном» и хореографической фантазией по мотивам «Собора Парижской богоматери» Виктора Гюго в том же «У моста», - после родной отечественной литература западноевропейской страны воплощалась на наших сценах чаще всего.

Показы спектакля по Аную в театре в 2016 году начинаются 2 января и идут подряд вплоть по 10 января.

Ссылки по теме:

«Горе от ума» на французский лад — ГодЛитературы.РФ, 23.12.2015

Два старых ружья — ГодЛитературы.РФ, 26.11.2015

Мои глаза — глаза моих врагов — ГодЛитературы.РФ, 06.07.2015