Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Горе от ума» на французский лад

В пермском театре поселился призрак Антонио Бандераса

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

На пермских сценах в Год литературы продолжается маленький французский сезон. Совпало, что без внешнего повода, вроде перекрестного года культур стран, сразу несколько театров обратились к французскому материалу, и драматургия западноевропейской страны ныне воплощалась на наших подмостках чаще всего после отечественной. Ее ряд пополнила инсценировка сатирической повести Мартена Пажа «Как я стал идиотом» в Пермском театре юного зрителя.

Окончивший университет и вступающий в полноценную взрослую жизнь двадцатипятилетний Антуан (Михаил Шибанов) однажды, — не без некоторых оснований после наблюдений над окружающей действительностью, — решает, что «ум делает своего обладателя несчастным, одиноким и нищим».

— Ему кажется, что он отщепенец, а чтобы стать счастливым, нужно быть как все, — объяснил режиссер-постановщик спектакля Евгений Зимин. — Иными словами, потерять свою индивидуальность. Есть то, что едят все, смотреть те фильмы, что смотрят все. Вот тогда, считает герой, он будет чувствовать себя удовлетворенным.

Антуан пробует разные способы уподобиться среде. Напиваться (после полкружки пива его увозят с алкогольным отравлением). Жениться (а что, тоже вариант. Погрузиться в быт…). Помышляет даже покончить с собой, но вовремя останавливается, ограничившись приемом разрекламированных антидепрессантов (модно). И в итоге почти обретает успех там, с чего можно было начинать: в большом бизнесе. Антуан нанимается в компанию к своему однокласснику (Роман Кондратьев/Дмитрий Юрков) и даже — ума-то не спрячешь — помогает ему провернуть пару миллионных сделок (повесть Пажа явно писалась до экономического кризиса).

Разумеется, на этом пути Антуану, в чьем образе угадываются черты и бальзаковского Растиньяка в студенчестве, и гриммельсгаузеновского Симплиция, по простодушию взгляда на жизнь, — встречаются разные собеседники. Кроме циничного одноклассника-воротилы, тут и спившийся профессор, и самоубийца-неудачница, и владелица брачного агентства, не способная наладить собственную семейную жизнь, и даже призрак, не то двойник, Антонио Бандераса — не поймешь, то ли личность во плоти, то ли плод воображения главного героя, чересчур увлекшегося экспериментами над собой (Павел Ознобишин/Сергей Трясцын)… Автор «путешествия в глупость», каковой подзаголовок к своему дебюту предпослал сам писатель, или современного «воспитания чувств», что тоже подойдет, Мартен Паж и охватил действительность, и усвоил богатое литературное наследие своей родины. Выстроенный им парад типов начала XXI столетия, может, и не самый богатый, но показательный для современной Европы.

Что до русских инсценировщиков его прозы, то их прежде всего привлекал незадачливый главный герой.

— Молодежная аудитория у нас затронута мало, — рассуждал режиссер. — В основном классикой. Можно много рассуждать о потерянном поколении, но мы сами в этом виноваты: мы не знаем, на каком языке с ним разговаривать. Легче прятаться за вечные истины либо сделать вид, что проблемы не существует. Мы намеренно не переносим Пажа на русскую почву, а сохраняем Францию. Дело не в том, что я узнаю этого парня в подворотне, а в том, что Париж то или Пермь, а на определенном этапе жизни меня заботят схожие вопросы.

Постановка «Как я стал идиотом» стала последней работой в Перми Евгения Зимина, который, рассыпавшись в комплиментах коллегам по постановке и всей труппе, уехал после этого работать в Тверь.

Спектакль ТЮЗа пополнил коллекцию разнообразных французских образов на пермских подмостках, начатую мольеровским «Дон Жуаном» и хореографической фантазией по мотивам «Собора Парижской богоматери» Виктора Гюго в «У моста», «Обещанием рассвету» по Ромену Гари и мюзиклом «Монте-Кристо (Я, Эдмон Дантес)» по мотивам Александра Дюма в «Театре-Театре». До конца года зрители еще воодушевятся «Оркестром» Жана Ануя опять же «У моста».

Ссылки по теме:
С дураком подружится географ — ГодЛитературы.РФ, 15.06.2015 
Мои глаза — глаза моих врагов — ГодЛитературы.РФ, 06.07.2015
«Нотр-Дам» возвели «У моста» — ГодЛитературы.РФ, 09.09.2015
Опасно для понимания — ГодЛитературы.РФ, 14.12.2015

23.12.2015

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ