29.03.2016

Фанфики на уроках литературы

«Не убивай Муму, она тебе пригодится!» Написание фанфиков становится частью уроков литературы в школе

Фанфики
Фанфики

Текст: Ольга Барабаш, для "Года литературы"

Фото: страница "ВКонтакта" фикрайтеров, город Калуга

«Муму сначала сама выжила, а через некоторое время спасла тонущую барыню», - такой фанфик написали на уроке литературы пятиклассники из Калуги. Фанфики, то есть тексты по мотивам известных книг, используют учителя для изучения книг школьной программы. Жанр фанфикшена оказался эффективным способом повысить интерес к чтению классической литературы.

Ученики калужской школы № 7 не только дарят жизнь Муму. Они женят Владимира Дубровского на Марии, рассказывают о раннем детстве сыновей Тарасы Бульбы и устраивают встречу чеховского «хамелеона» Очумелова с Баргамотом Леонида Андреева. Опытом такого обращения с классикой учитель русского языка и литературы Юлия Мокшина поделались в ходе научно-практической конференции, прошедшей в минувшую субботу в Московском городском педагогическом университете. Она собрала педагогов, методистов, библиотекарей из разных городов.

В программу этого серьезного мероприятия под названием «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» организаторы не случайно включили сразу два доклада. Сочинение фанфиков формирует сообщество увлеченных читателей, которые оценивают тексты друг друга.

— Неграмотно написанный текст получает низкий рейтинг. Это мотивирует детей на то, чтобы совершенствовать свою письменную речь, — объясняет словесник Юлия Мокшина.

Школьники, набравшие высокий рейтинг становятся лидерами, так называемыми «бета-ридерами».

— Бета-ридеры выделятся в процессе общей работы на уроках и факультативах. Они имеют высокий и привлекательный статус, — рассказывает Юлия Мокшина.

Чтобы заслужить признание читателей, автор должен глубоко вникнуть в текст оригинального произведения. Проанализировать книгу и найти ключевой момент, от которого оттолкнется в своей работе.

— Фанфик - это способ усвоения текста. В процессе его написания задействованы сразу три канала восприятия: слух, зрение и осязание», — отметила еще один докладчик, кандидат филологических наук Анна Гумерова.

В результате такого занятия происходит полное погружение в текст первоисточника.

— Входишь в класс, а в нем сидят сплошные Пугачевы и Гринёвы, — смеется Анна Гумерова.

Фанфик - это хорошо забытое старое. Увлеченные учителя литературы с давних пор использовали подобные приемы. Напиши письмо герою произведения, перепиши текст с точки зрения второстепенного персонажа, представь, что бы ты сказал герою при встрече, — такие задания из своих школьных лет вспомнят многие сегодняшние взрослые.

Фанфикшен — занятие, конечно, увлекательное, но где находят современные учителя часы на фанфик-эксперименты? Хватает ли сегодняшним школьникам знаний по матчасти, ведь классика - это еще и устаревшая лексика?

— Все непонятные слова и выражения мы обсуждаем и анализируем в ходе изучения произведения. Ведь фанфик дети пишут уже на заключительном этапе, — рассказывает Юлия Мокшина. — А занимаемся мы с учениками 5–7 классов, которые еще не загружены подготовкой к ГИА и ЕГЭ. Не только на уроках, но и на факультативах.

Не все участники конференции посчитали фанфикшен достойным занятием. «У детей получается все очень убого и примитивно», — прозвучало и такое мнение.

Но эти тексты не стоит судить даже по критериям обычного школьного сочинения.

— Любой фанфик примитивен. Если он преодолел этот уровень, тогда он может претендовать на другой статус, — заметила ведущая дискуссии, кандидат педагогических наук Екатерина Асонова, добавив: — И тогда получается «Барышня-крестьянка».

Пушкинская барышня Лиза играет в крестьянку и находит свою любовь. Считается, что Пушкин иронично переосмыслил трагический сюжет «Бедной Лизы» Карамзина. Как бы то ни было, счастливый финал - вот что дети вносят в свои сочинения чаще всего.

— Все 27 человек в классе спасли Муму, она осталась жива, — говорит Юлия Мокшина. — Поражает, насколько часто дети создают добрые фанфики, проникнутые теплом и любовью.

В воображении юных калужан рассказ Тургенева получил неожиданный финал. Краткий его пересказ звучит так: «Веревка, которой Герасим привязал камень на шею Муму, была старой. Она оборвалась, и Муму вынырнула. На берегу была другая собачка, она и помогла Муму выплыть. Герасим очень обрадовался и спрятал собак в лесу. Барыня прознала об этом и приказала их погубить. Но собакам удалось спастись. Они прожили до зимы в лесу. Тогда барыня сама отправилась за ними. Она переходила реку по льду, но вдруг провалилась и стала тонуть. Появилась Муму и спасла барыню».

Еще один фанфик, который размещен на сайте калужских фикрайтеров, дает шанс Элен Курагиной оставить добрый след в истории. По версии десятиклассницы Валерии Журавлёвой, Элен искусно разыграла свои похороны, чтобы избежать сложностей с претендентами на руку и сердце. Она сбегает в Италию, но возвращается в Россию, испытывая ностальгию. Элен меняет внешность и селится в Москве. Будучи неузнанной, случайно на набережной она встречает Андрея Болконского. Князь остался жив, но задавлен депрессией. Увлеченность незнакомкой возвращает к жизни Болконского и меняет саму Курагину.

«Они шли и беседовали обо всём на свете. Ей казалось, что этот человек понимает её лучше, чем никто другой. С ним словно и не было всех проблем, прошлого, несмотря на то, что он сам часть такового. А его улыбка! Ещё никогда её не трогала так чья-либо улыбка. Но собрав волю в кулак, она обрезала резко разговор тем, что ей лучше уйти, а ему никогда не приходить сюда.

Это лишь раззадорило любопытного князя Андрея, и он мысленно подумал, когда вернётся сюда в следующий раз. Он возвращался домой удивительно довольный, впервые за долгое время у него появилась надежда на будущее. Даже луна была особенно красивой, как в тот вечер, когда на него обратила внимание юная Наташа».

Ссылки по теме:

Поколение П(резентации), 17.03.2016