САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поколение П(резентации)

Базаров в жанре «манга». Как комикс и буктрейлер прививают любовь к чтению

Текст: Наталья Лебедева, РГ, специально для "Года литературы"

Фото: фрагмент работы студента МГПУ Всеволода Букалина «В. Пелевин «Generation «П». История одной обложки»

мурзак3

Каждый раз, заходя в школьный класс или в студенческую аудиторию, хороший педагог думает о том, как увлечь подопечных своим предметом, как научить читать и размышлять, а не просто заучивать формулировки из учебников и справочников. Свой подход к новому поколению «клипового» сознания нашла доцент кафедры русской литературы МГПУ, кандидат филологических наук Ирина Мурзак.

Она сделала ставку на «метапредметные технологии», которые заставляют учеников самостоятельно мыслить и обобщать полученные знания. В отличие от традиционного подхода, требующего заучивания и шаблонного применения готового алгоритма, метапредметность позволяет формировать у школьника творческий подход к изучению материала.

— Культурологические сдвиги последнего столетия не только резко изменили роль литературы в жизни социума, но и предопределили изменения в гуманитарном образовании, — объясняет Ирина Ивановна. —  Возможно, скоро в школе на смену предмету «литература» придет курс «мировая художественная культура», а курс «истории» постепенно вытеснится «обществознанием». Общество начинает изучать текст культуры в целом. А внимание современных школьников все чаще привлекают различные способы восприятия визуального образа литературного текста: иллюстрации, экранизации, сценические версии, квесты по произведениям классики.

Без сомнения, иллюстрации помогают понять текст, раскрыть его содержание в зрительных образах. Но текст, по словам Ирины Мурзак, всегда полифоничнее его истолкования.

Все чаще традиционная книжная иллюстрация уступает место различным перформансам, инсталляциям, переложениям, буктрейлерам, комиксам и «фанфикам». Глядя на все это многообразие, невольно задаешься вопросами. Что это? Исчерпанность текстуального или же новый уровень прочтения текста? Насколько в таких произведениях сохраняется дух и настроение исходной идеи, является ли это самостоятельным произведением?

— Если в прошлом веке иллюстрация — комментарий сюжета, то теперь — акт творчества,  говорит Ирина Мурзак. — Мир фиксирует, хранит, воспроизводит информацию в виде живых актов общения, создавая даже иллюзию соучастия.

Знаменитый лингвист, президент Института русского языка им. А. С. Пушкина Виталий Григорьевич Костомаров так объясняет этот способ восприятия художественного текста: «Нынешняя техногенная эпоха подарила людям чудесную возможность хранить знания не только в письме и чтении, но и более естественно, наглядно и красочно. Аудио- и видеозаписи, кино и телевидение, мобильная телефония, компьютер и особенно интернет коренным образом меняют исторически сложившееся языковое существование людей».

Сейчас в интернете можно найти буктрейлеры и к «Евгению Онегину», и к роману «Война и мир». Эта новая форма требует еще осмысления. И, прямо скажем, существенного развития. Но уже понятно: рождается новый вид искусства, которое, теоретически, способно по-новому раскрыть мир книги.

Чтобы понять, как «метапредметный подход» работает на практике, предлагаем вашему вниманию несколько работ студентов МГПУ:

Всеволод Букалин «В. Пелевин «Generation «П». История одной обложки»

Анастасия Елистратова «Базаров в стиле “манга”»

Иван Солодовников «“Brand” Олега Сивуна глазами молодого исследователя»

Ссылки по теме:

Видеолекция. А. И. Куприн, 26.02.2016

«Дети читают. Но другую литературу», 27.02.2016