28.06.2016
Литературные музеи

От опричнины к Серебряному веку

Древний Александров в тридцать пятый раз стал местом проведения Цветаевского фестиваля, на который съезжаются поэты и художники

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых12
Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых12

Текст: Настасья Брицына

Фото: Настасья Брицына, Максим Гуреев

Перед нами - маленькая уютная комнатка в деревянном доме в маленьком городке России, который, однако, величает себя Малой столицей. Это город Александров, откуда почти двадцать лет страной правил первый царь всея Руси Иван Грозный. И где, кстати сказать, убил своего царевича-сына. Но эта комната - из другой эпохи. Из Серебряного века.

Это зал камерной музыки, который расположился в так называемом «музейном квартале» Марины и Анастасии Цветаевых. И здесь всё связано с поэтами, писателями и художниками той поры: их работы, (скульптура и живопись), их родственники (в этот раз из Америки приехала внучка Анастасии Цветаевой Маргарита Мещерская), а главное - память о них, здесь читаются их стихи и воспоминания. «Так что Серебряный век генетически здесь», - такими словами открывает Цветаевский семинар директор литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Готгельф. Он же и главный организатор Цветаевского фестиваля, который уже в тридцать пятый раз прошел в Александрове 20-26 июня.

Не стоит забывать, что «всего лишь провинциальный литературный музей», подчеркивает Готгельф, музей Цветаевых,  вмещает в себя «Малую Третьяковку»:


там хранятся работы двадцати четырех художников, чьи творения есть и в Третьяковской галерее.


Это Максимилиан Волошин (в том числе волошинские гуашь и офорт, которые вряд ли встретятся где-нибудь еще), Вера Голубкина, Лев Лагорио, Сарра Лебедева. Особенно интересна история «Маленького Пушкина» балерины Алины По, обладавшей также талантом к лепке и рисованию: в 35 лет балерина потеряла зрение, но, даже когда она снова смогла видеть, предпочитала творить, закрыв глаза повязкой. Так же создан был и «Маленький Пушкин».


Но почему вообще находящийся в 111 километрах от Москвы Александров оказался столь «осеребрённым»?


Литературная история древнего города, связанного до той поры с годами Опричнины, начинается в 1915 году, когда младшая сестра поэтессы Анастасия Цветаева со своим мужем Маврикием Минцем поселилась в маленьком домике «на закраине». И уже осенью «на паровичке, пыхтящем от Москвы три часа с хвостиком», рассказывает Лев Готгельф, сюда первый раз приедет Марина. До революции, репрессий, ссылок еще два года - наступает последнее счастливое время в жизни сестер, а в литературе - период Александровского лета.

Здесь Марина Цветаева будет писать циклы «К Ахматовой», «Стихи о Москве».


Самыми известными ее стихотворениями из созданных в Александрове станут «Мне нравится, что вы больны не мной...»


- эти строки она посвятила мужу своей сестры, Маврикию, как гласит предание, в ответ на слухи, которые окружали семейство Цветаевых; в Александрове поэтесса напишет и одно из самых знаменитых антивоенных произведений «Белое солнце и низкие, низкие тучи...». Лев Готгельф считает, что это стихотворение очень не типично для Цветаевой, которая, в отличие от Некрасова, редко изображала то, что видит. «Она всегда писала не глазами, а умом, - подчеркивает Готгельф, - но ее настолько поразила картина подготовки к войне, она видела, как солдаты протыкают штыками чучела, видела, как люди прощаются друг с другом», что не могла не превратить это в поэзию.

Но не только с «домком деревянным, бабь-ягинским», как назовет его поэтесса в своей книге "История одного посвящения", была связана ее жизнь в Александрове. В здании, где сейчас заседает

районная администрация города, в то время находился почтамт. Там по телефону Марина Цветаева говорила с Осипом Мандельштамом.


Сотрудники музея любят вспоминать произнесенную тогда поэтессой фразу: «Дружочек, подождите до утра, муж еще не уехал».


Мандельштам действительно приехал навестить Цветаеву в 1916 году, и от этой встречи родились два знаменитых стихотворения.

Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих верст.

Эти строки Цветаева адресует Мандельштаму, «сбежавшему» от нее на Крым, откуда он в свою очередь напишет поэтессе: «Не веря воскресенья чуду, На кладбище гуляли мы...».


Встретившись в Александрове, Цветаева и Мандельштам совершили прогулку на кладбище -


поэтесса гулять там очень любила, в отличие от Мандельштама, который говорил ей: «Представьте, вот вы лежите, а по вам грязными сапогами».

И наступил 1917 год. Александровское лето кончилось, но в 1982 году родилось заново. Здесь стал ежегодно проводиться Цветаевский поэтический фестиваль - теперь сюда съезжаются современные поэты, музыканты и просто те, кому интересны встречи с необычными творческими людьми. А следуя фольклорным мотивам цветаевских стихов, организаторы традиционно проводят «Ночь Ивана Купалы»: там в поисках расцветшего папоротника до утра пляшут, поют, прыгают через костер и, пуская по воде венки, загадывают желания. Правда, на этот раз его из-за плохой погоды пришлось отменить.

Примечательно, что старейший в России поэтический фестиваль основали жители маленького Александрова - хотя, действительно ли такого уж маленького?

Ссылка по теме:

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, г. Александров