12.08.2016

Что скрывают «угу», «ага» и «нормально»?

Как разговаривать с детьми о прочитанных книгах, не нарушая прав юных читателей — ответ из Великобритании

Текст: Ольга Барабаш

Фото: rearchildren.ru

"Прочитал? - Ага - И как тебе? - Ничего, нормально. - А подробнее расскажешь? - Мам, давай не будем об этом…"

Пытаясь поговорить с детьми о прочитанной книге, родители часто попадают в тупик. Ребенок отделывается односложными, невнятными ответами, а продолжать расспросы родители опасаются, чтобы не отвратить чадо от чтения. Кто-то из них помнит о "праве молчать о прочитанном", провозглашенном  вместе с другими правами юных читателей французским писателем Даниэлем Пеннаком в его эссе "Как роман".


Но если утром находишь в кровати у ребенка фонарик, а под подушкой - книгу, возникает желание ее обсудить.


О том, с чего начать разговор, как построить диалог и не быть навязчивым, рассказывает британский педагог и писатель Эйдан Чамбер. Его книгу под названием "Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем" выпустило издательство "Самокат". Вот некоторые советы, которые могут помочь родителям.

Метод Чамберса под названием «Расскажи» запрещает интересоваться: "Почему тебе понравилась книга?"  Ведь никто и никогда вкратце не расскажет, почему. В голове читателя еще роятся мысли и чувства. Эмоции не остыли. Разговор и нужен для того, чтобы дать им название, выразить их словами.

— Мы не знаем, что думаем о книге, пока о ней не поговорим, — такое признание 8-летней девочки приводит Чамберс. И советует начать с просьбы: "Расскажи, что тебе понравилось". Можно спросить: "А что не понравилось? Были места, которые ты пролистывал? Если ты бросил книгу, то где остановился и что именно заставило отложить ее?"

Вспомните, советует Чамберс, как мы сами говорим с друзьями о книгах, фильмах, спектаклях. Траектория нашего дружеского общения никогда не известна заранее, но кроме желания поделиться, что понравилось, есть еще два повода для начала разговора — обсудить загадки книги и вспомнить подобные сюжеты. Будет естественно поговорить об этом и с детьми.

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что хотел сказать автор, Чамберс советует задавать детям следующие вопросы: зачем автор сделал такую концовку? Что в книге было непонятного или что показалось странным? Было ли такое, что стало полной неожиданностью? Встречались ли какие-то явные противоречия?

Многие учителя любят спрашивать напрямую про авторский замысел и смысл книги, но делать этого категорически нельзя и тем более спрашивать: «О чем эта книга?»

"Понять смысл книги моментально невозможно. До него нужно докопаться, дотянуться, родить, обсудить с другими, причем без внешнего давления, - объясняет писатель. - Если обсуждение состоится, то понимание авторского замысла постепенно проявится. А пока подобные вопросы только оттолкнут ребенка от доверительного разговора".


Дети с охотой проводят параллели между книжным миром и собственной жизнью.


Поэтому можно вспомнить, происходило ли с ним что-то подобное, или, может, он уже читал об этом в других книгах. А можно просто поинтересоваться: "Хотел бы ты попасть в такие же приключения?".

Помочь ребенку раскрыться могут и такие вопросы: ты читал быстро или медленно, проглотил или прочел за несколько подходов? Что бы ты посоветовал писателю изменить в книге? Кого ты знаешь, кому эта книга точно понравится? Что бы ты рассказал друзьям об этой книге?

В способности детей обсуждать книги и даже выступать литературными критиками Чамберс не сомневается. Но взрослым нужно помнить о том, что любая мысль достойна высказывания.

"Дети привыкли, что по большей части их ответы считают «неправильными», «не по делу», «глупыми», «ни о чем», «детсадовскими» и давно научились держать свои мысли при себе, — замечает автор и подчеркивает, — Главная идея метода «Расскажи» — искреннее желание выслушать ребенка".

Разговор тет-а-тет с взрослым вообще важен для детей, о чем бы он ни был. А помогая детям рассуждать о книгах, мы учим их рассуждать обо всем, что происходит в жизни, уверен Эйдан Чамберс. С помощью разговоров о прочитанном дети учатся видеть связь всех вещей, сопоставлять события и делать выводы, вырабатывать свою точку зрения.  Выслушивая ребенка, мы показываем важность его мнения и помогаем ему ценить то, до чего он дошел своим умом. И не только в книгах.

Ссылки по теме:

Как вернуть «медленное» чтение?

10 причин ненавидеть уроки литературы

Литература в школе — обзорное изучение