23.11.2016
Литература народов России

Писатели, поэты и шаманы

В морозном Норильске завершился теплый этнический фестиваль «Большой Аргиш»

Текст: Людмила Прохорова

Фото: Денис Симонов/"Живая классика"

Когда на улице -25°C (-30°C или даже -40°C), норильчане не сидят в своих домах, а отправляются греться в библиотеку. И дело не только в украшающей ее стены поэтической отопительной системе «Вечная теплота», которая была открыта в июле этого года в рамках проекта «Литературный след», инициированного Фондом «Живая классика». Центральная публичная библиотека Норильска - настоящий центр притяжения в городе, где нет высокоскоростного интернета, а поход в театр или музей - это не просто способ скоротать вечер, а настоящее культурное событие.

Что уж говорить о таком масштабном фестивале, как «Большой Аргиш», который 19 ноября завершился этническим праздником в центре самого северного города мира. Кстати, для этого грандиозного торжества из тундры в Норильск на вертолете доставили шестерку оленей. Причем для некоторых парнокопытных такое путешествие было не первым: пара оленей уже участвовали в фестивале в прошлом году.

В этом году «Большой Аргиш» (слово «аргиш» переводится как «олений обоз», но в более широком, философском смысле - «движение по жизни», как определила его эвенкийская писательница Галина Кэптукэ) состоял из четырех малых фестивалей - литературного, гастрономического, фотографического и туристического.

Первым стартовал «Литературный Аргиш». Он начался 20 октября с конкурса юных чтецов, главная особенность которого заключалась в том, что для декламации нужно было выбрать произведения писателей и поэтов Крайнего Севера. В конкурсе приняли участие 84 школьника из 42 учебных заведений Норильска и соседней Дудинки. Ребята соревновались в двух возрастных категориях - 5-8 и 9-11 классы.

В финале конкурса, который прошел в центральной библиотеке 17 ноября, выступило 14 участников, многие из которых не только прекрасно продекламировали выбранные отрывки, но и сделали это в национальных костюмах. Кстати, чаще всего ребята обращались к произведениям ненецкой писательницы и поэтессы Любови Ненянг.

Победителем в средней возрастной группе стал Энхэ Хилтухинов (школа №37, Кайеркан), в старшей - Полина Зелина (гимназия №7, Норильск). В качестве приза они получили от фонда «Живая классика» путевки в международный детский центр. Школьникам, занявшим вторые и третьи места, вручили электронные книги и наборы книг с автографами писателей – участников фестиваля «Литературный Аргиш».

Кстати, об участниках «Литературного Аргиша». На финал фестиваля прилетели: писатель, лауреат премии «Ясная Поляна» 2016 года Александр Григоренко, писательница, биолог и семейный психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова, детская писательница из Москвы Тамара Крюкова, за автографами к которой выстроилась длинная очередь из школьников, эвенкийская писательница и исследователь коренных малочисленных народов Галина Кэптукэ-Варламова, потомственный шаман из Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Кулиш.

Кроме этого, мастер-класс по созданию комиксов по легендам народов Севера, который пользовался бешеной популярностью у детей, провел художник Владимир Лопатин. А в рамках интеллектуальной ролевой игры «Квестория» все участники смогли примерить на себя роль северных поэтов и поучаствовать в раскрытии фантастических преступлений из мира литературы.

Во время «Литературного Аргиша» жители Норильска успели записать настоящую видеокнигу: в специальной комнате все желающие читали на камеру сказки северных народов. Впоследствии из лучших декламаций сложится северная народная книга.

На фестивале гости не только записывали видео, но и смотрели кино. Был показан фильм Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне». Режиссер Екатерина Головня представила документальный фильм «Неркаги» о ненецкой писательнице Анне Неркаги, оставившей карьеру ради помощи детям, а медиапоэт Анна Толкачева продемонстрировала созданный во время фестиваля 3D-проект «Ландшафты и поэзия Таймыра» и удивительную Мандельштам-машину.

Проверено, чудо-генератор стихов, черпающий «вдохновение» в поэзии Осипа Мандельштама, ни разу не повторился. По крайней мере, из тех 40 сгенерированных четверостиший, что удалось увидеть корреспонденту «РГ», ни одного идентичного не было. А были, например, такие:

сны обретают когда

лишь время трижды легло

чаще стучится звезда

глухо играют светло

или

я на утёсах пришло

здесь далеко материк

сквозь на утёсах стекло

встал благородный старик

В отличие от других участников фестиваля, Анна Толкачева приехала на Таймыр еще в начале ноября, общалась и снимала коренные народы. Суть ее проекта «Ландшафты и поэзия Таймыра» заключается в том, что она визуализировала язык малочисленных народов. На экране можно было увидеть ландшафты Таймыра, при клике на любой предмет - услышать и увидеть, как пишется и произносится это слово на языках малочисленных коренных народов. Например, что бы могло означать слово «дундэ»? Оказывается, весьма созвучное и понятное для нас «тундра». Кое-где на экране можно было заметить фигурки людей в национальных костюмах. Если кликнуть на них, они начинали двигаться, петь, читать стихи и ударять в шаманский бубен.

Это уже второй проект Толкачевой с коренными малочисленными народами, в этом году Анне удалось поработать в Мурманской области с саамами в рамках Международного поэтического фестиваля «Табуретка». Художница считает, что подобная визуализация и интерактивность позволит самой широкой аудитории, а особенно детям, заинтересоваться языком и культурой коренных малочисленных народов Севера России.

Среди других активностей «Литературного Аргиша» наибольшей популярностью пользовался Литературный буфет, где школьники (и взрослые) отвечали на вопросы не только о литературе, но и о жизни северных народов, сочиняли стихи, а взамен получали «аргишки», которые можно было обменять на различные лакомства: конфеты, соки, желе.

Миниатюрная и обаятельная эвенкийская писательница Галина Кэптукэ-Варламова, проделавшая долгий путь из Якутии в Норильск с пересадкой в Москве, на встрече с читателями рассказывала не столько о себе, сколько об эвенках, их образе жизни и фольклоре, собирательницей которого Галина Ивановна является. Кстати, самое полное собрание эвенкийской литературы можно найти на Эвенкитеке, а уроки эвенкийского языка выложены на сайте «Эвенгус». Эти электронные эвенкийские сокровищницы создал студент Казанского государственного университета Рустам Юсупов. Он уже закончил обучение, но сайты не забросил.

Интересный факт, в XVII веке насчитывалось всего 17 тысяч эвенков, а сейчас в мире их уже 35. Откуда? Как говорит Галина Кэптукэ, «эвенки становятся эвенками по-любому. Если в роду какой-нибудь эвенок был, значит, все его потомки эвенки». А вот еще несколько интересных фактов об этом удивительном народе: эвенки, как они сами о себе говорят, - самые образованные из всех северных малочисленных народностей; самое главное божество у эвенков - Бугха, природа, которая отвечает за все, даже за хорошие оценки; у эвенков есть неписаный свод правил "Иты" - это моральный кодекс народа, который эвенки знают наизусть; все обряды эвенков в основном направлены на «благополучие оленей и чтобы они не убывали в тайге».

Как отметила на встрече с читателями Галина Кэптукэ, наибольшей популярностью у самих эвенков пользуются заклинания:

— Молодые эвенки-охотники, даже не знающие языка, звонят и просят: «Вышлите нам заклинания», — с улыбкой рассказывала писательница, которая, кстати, владеет не только магией слова. Галина Ивановна — женщина-шаман. За одним из ужинов участникам фестиваля даже удалось стать свидетелями ее магических способностей. Путешественник Дмитрий Иванов решил показать Галине Ивановне, как работают очки виртуальной реальности. Но как писательница не старалась, запустить «виртуальность» она не смогла. Фигуры, которые у всех остальных, опробовавших очки в действии, четко виднелись и находились на одном месте, у писательницы исчезали. Не приняла виртуальная реальность мистической Кэптукэ.

А вот молодой селькуп Александр Кулиш от современного мира не скрывается. И хотя традиционно шаманам принято находиться в отдалении, он без общества себя не видит и живёт, как обычный человек. Почти. Ведь не каждый же ведает обрядами и заклинаниями и обладает магической силой, которая по наследству передалась Александру Кулишу от его бабушки.

Как и Галина Кэптукэ, Александр Кулиш бережно относится к памяти своего народа. В 2014 году увидела свет его первая книга, в которую вошли сказки, мифы и легенды селькупов, собранные им в многочисленных экспедициях. Некоторыми из них Александр Кулиш поделился на встрече в норильской библиотеке.

Один образ селькупского мироздания запомнился ярче всего. Так, например, звезды для селькупов похожи на корни деревьев небесного леса. Красивый образ, чтобы подумать о нем, когда следующей ясной ночью захочется посмотреть на небо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Григоренко, писатель, лауреат премии «Ясная Поляна», финалист премий «Большая книга» и «НОС»:

Моим главным открытием на «Литературном Аргише» стал собственно сам Норильск, поскольку я в этом городе впервые, хотя почти всю жизнь прожил в Красноярском крае. В Норильске испытываешь сложные чувства - с одной стороны осознаешь, какие огромны жертвы были принесены ради того, чтобы появился этот город, с другой - если мы можем строить такие, завидные для любой местности, города в Заполярье, которое, кажется, вообще не предназначено для жизни человека, то значит мы, мягко говоря, чего-то стоим. Нечто похожее я испытал лет десять назад, впервые оказавшись в Севастополе.

Из программы фестиваля (а я видел далеко не все) больше всего запомнились выступления Галины Каптукэ-Варламовой, доктора филологии, и Александра Кулиша, поэта, художника, собирателя селькупского фольклора. Запомнились прежде всего тем, что фундаментальные представления об устройстве мира у народов тайги и тундры принципиально схожи с представлениями «цивилизованных» народов. Когда Кулиш рассказывал об устройстве нижнего мира у селькупов, он в общих чертах воспроизводил картину ада у Данте - и это лишь одно из подмеченного. То, что одним приходило, как прямое откровение, другим - как интуиция. В остальном - прекрасная организация, прекрасные люди, очень, кстати, ревностно, относящиеся к ценностям своего города. В театре мне дважды сделали замечание по поводу моего пиджака - местные сочли, что его фасон не подходит для такого священного места, как их театр.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГИШ» В ЦИФРАХ

483 человека приняли участие в фестивале «Литературный Аргиш».

Более 250 вопросов задали модераторы Литературного буфета. Участники Литературного буфета сочинили более более 200 страниц стихов.

Более 80 человек приняли участие в творческой встрече с писателями Тамарой Крюковой и Екатериной Мурашовой.

Более 50 человек погадали на книге стихов норильских поэтов «Гнездовье вьюг».

42 гостя фестиваля приняли участие в создании «Северной видеокниги» в мобильной видеостудии.

15 таймырских поэтов выступили на поэтическом марафоне литературных клубов «Водолей» (г. Норильск) и «Борей» (г. Дудинка) и прочитали более 80 стихотворений.

Более 80 человек познакомились с 3D-проектом Анны Толкачевой  «Ландшафты и поэзия Таймыра». 6 дней потребовалось Анне Толкачевой на создание этого интерактивного проекта.

Ссылки по теме:

В Норильске создадут «Северную видеокнигу»

Сборник поэзии народов России выйдет в ноябре

Литературы народов России войдут в антологию