Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Фото: сайт Алексея Иванова
«Анекдотами» их назвала продюсер писателя Юлия Зайцева, - собственно, и сообщившая об их появлении.
На самом деле это не всегда шутливые присказки, — в драматичной истории рукописи «Географа», который «глобус пропил», к примеру, нет ничего смешного. Скорее, это малоизвестные факты из жизни прозаика, штрихи к портрету.
Из Свердловска в Свердловск через Алма-Ату
Первый гонорар Алексей Иванов заработал еще учась в старшем классе школы - в 1986 году за письмо, опубликованное в «Советской России», - однако путь к полноценному дебюту оказался прихотлив и извилист.
Будучи уже студентом первого курса журналистики Уральского государственного университета, в 1987 году Иванов подвизался в журнале «Уральский следопыт»; разбирал «самотёк», сверял ответы на вопросы викторин, готовил обзоры. В то время он уже писал фантастику, но редактору профильного отдела, авторитетному фантасту Виталию Ивановичу Бугрову, об этом не говорил.
Совершенно случайно повесть студента «Краюхин бор» попала в алма-атинский журнал «Простор». Там уже хотели публиковать, но спохватились, подумав, а не печаталось ли она уже в «Следопыте»?! И прислали официальный отказ. Так Бугров узнал, что Иванов тоже пишет, и попросил показать что-нибудь. Алексей принес ему «Охоту на «Большую Медведицу».
Бабушка Иванова три года выписывала "Простор", ожидая повести внука. Но Алма-Ата текста так и не напечатала. Дебютом Иванова в литературе стала «Охота на «Большую Медведицу» в «Следопыте» в 1990 году. В рейтинге журнала за тот год она заняла второе место. На первом были братья Стругацкие.
Это провал!
Годом ранее, в 1989-м, Иванов участвовал в семинаре молодых писателей-фантастов в Дубултах (район Юрмалы, Латвия). Там впервые были отмечены произведения Виктора Пелевина и воссияла звезда Сергея Лукьяненко, которого объявили главным открытием того семинара. А главным провалом тогда был публично назван Алексей Иванов…
Не пропил
Рукопись «Географа…» Иванов дважды утрачивал и… восстанавливал его заново.
В те годы, в начале девяностых, он работал сторожем и писал в общей тетради во время ночных дежурств; по окончании уходил домой, а та оставалась на работе. Однажды пришел… а ее нет: уборщица выбросила тетрадку как исписанную.
Во второй раз исходный текст «Географа» у Иванова украли вместе с сумкой, в которой тот лежал.
Искали женщину
"Псоглавцы" в 2011 году вышли под псевдонимом Алексей Маврин. Критики начали гадать, кто скрывается под сим именем.
Один провел целое расследование и заключил: «Судя по идейно-стилистической психограмме, которую можно срисовать с «Псоглавцев», сочинила эту книгу женщина 55-60 лет или чуть старше. По основной профессии, скорее всего, корректор или младший редактор; пожилая тетя (или, наоборот, молодая двоюродная бабушка) какого-нибудь сорванца лет двенадцати и сама не то чтобы продвинутый, но и не совсем начинающий пользователь ПК»…
Не любит критиков?!
В 2006 году критик Лев Данилкин приехал писать об Иванове большую статью для журнала «Афиша».
Писатель с интервьюером отправились в поездку по Уралу на автомобиле. В одном поселке московский гость решил попробовать полетать на параплане с горы, - местный аттракцион. Полет оказался неудачным: идя на приземление, критик, на глазах у автора, спикировал с трехметровой высоты, ушибся и сломал часы.
Так появилась шутка, что Иванов-де жестоко расправляется со своими критиками.
Размещенные полтора десятка "анекдотов" — только начало, уверяет в «Фейсбуке» Юлия Зайцева. Продолжение следует.
Сайт по теме:
Ссылки по теме: