16.12.2016
Литучеба

Как вырастить писателя?

Представитель Фонда Филатова — о том, как организуются уникальные форумы молодых писателей и чего ждать в наступающем году

Сегей Филатов и Сергей Чупринин
Сегей Филатов и Сергей Чупринин

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: Александр Себелев

На фото: слева - Сергей Филатов, в центре - Сергей Чупринин

Перед Новым годом газета «Книжное обозрение» организовала очередной ежегодный семинар «Федеральная целевая программа «Культура России (2012—2018 годы): поддержка книгоиздания в части выпуска социально значимой литературы». На нем, в частности, выступил Александр Себелев, руководитель программы Фонда СЭИП (Фонда Филатова). ГодЛитературы.РФ публикует его выступление.

Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, более известный как Фонд Филатова, организует самые разные мероприятия, которые фактически создают площадки для работы с молодыми писателями. По всем литературным жанрам, которые только существуют, за исключением детективного. В последнее время большое внимание мы уделяем переводчикам и детским писателям. У нас есть специальные программы по работе в школах и библиотеках.

В этом году мы провели 16-й форум Молодых писателей России, СНГ и зарубежья. Этот форум традиционно называют «Липки», но он уже давно проходит не в Липках, а в Звенигороде. 16 лет подряд в подмосковном пансионате собираются почти двести человек и работают в шестнадцати мастер-классах. Никаких политических пристрастий. Все «толстые» литературные журналы проводят свои мастер-классы, от «Нового мира», «Октября» и «Знамени» и до «Нашего современника» и «Москвы». За исключением журнала «Иностранная литература», потому что занятия с переводчиками в прошлом году были выделены в отдельные мероприятия. А в этом году мы одновременно с форумом провели три мастер-класса для переводчиков с национальных языков России на русский. Но эти мастер-классы шли отдельно от форума, хотя некоторые участники были задействованы и там и там.

Средства от Роспечати мы получали по результатам аукциона. Естественно, потеряли около 20 процентов. И в результате вынуждены были просто стоять на ушах, чтобы выполнить всю намеченную программу. Никаких спонсоров у нас нет, поэтому приходится добавлять еще и собственные средства. Для тех, кто не знаком с программами наших форумов, я поясню: двести человек со всей страны и из иностранных государств целую неделю живут в подмосковном пансионате, питаются, при этом ничего ни за что не платят. А ходят на мастер-классы, слушают лекции, участвуют в круглых столах, еще бывает и большая культурная программа, показывают фильмы, спектакли и т. д.

К огромному нашему сожалению, традиционного летнего Детского семинара в этом году не было. И в конце концов мы решили провести расширенный, большой мастер-класс для детских писателей на форуме, пригласить туда много гостей, т. е. как-то попытаться компенсировать летний семинар. Фактически мы таким образом провели семинар, куда приехали гости, представители специализированных СМИ и т. д. Также мы участвуем в проведении ежегодного Семинара для детских писателей, занимающихся анимацией.

Что касается планов на будущее, то Сергей Александрович Филатов настаивает на том, чтобы Детский семинар проводился отдельно от форума. Потому что без этого невозможно. Мы надеемся, что это будет, поэтому запланировали в следующем году провести Детский семинар в Тарусе, на родине Паустовского. 17-й форум будет, по всей видимости, уже и не в Подмосковье, Роспечать предлагает проводить форумы в разных местах России. И поэтому появилась идея в 2017 году провести форум в городе Иркутске. Как это будет, мы, честно говоря, еще не знаем, но, тем не менее, будем все это организовывать наилучшим образом.

Что касается прочих наших мероприятий, то у нас еще есть Совещание молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока, которое мы тоже в этом году не смогли провести. Надеемся, что в следующем году оно состоится. Также традиционно мы проводим ежегодное Совещание писателей Северного Кавказа. Это очень важное мероприятие, потому что здесь, помимо всего прочего, присутствует и большой политический момент. Потому что мы должны думать, чтобы не упустить этот регион из российского культурного пространства. Ведь на юге находится очень хороший и большой сосед — Турецкая Республика, которая очень заинтересована в распространении своего культурного влияния на весь Кавказ. Поэтому мы должны в первую очередь думать о том, чтобы поддерживать живущих там и русскоязычных писателей, и авторов, пишущих на национальных языках.

Теперь что касается книгоиздания. Оно у нас осуществляется по программе «Молодая литература России». У нас есть целая система отбора авторов и произведений. Ежегодно выходит два сборника: «Новые писатели», где представлены все жанры, и какой-то тематический сборник. В этом году у нас вышел сборник по детской литературе, уже во второй раз. Первый сборник редактировала молодая детская писательница Елена Усачева, а сборник 2016 года — Аня Матасова, жительница карельского города Питкяранта.

Как же ведутся отборы в сборники? На основании предложений руководителей мастер-классов по итогам мероприятий составляется большой список. Предложений бывают обычно десятки. И в итоге все выливается в то, что мы можем издать вот эти два сборника и еще две авторские книги. Очень надеюсь, что все-таки мы будем и дальше работать, и Роспечать будет нас поддерживать. А Сергей Александрович Филатов всячески стремится расширять количество наших мероприятий. Только что он вернулся из Минска, где обсуждалась организация Фестиваля молодых писателей Белоруссии, Украины и России. Ориентировочно он состоится в июне. И детский семинар, я надеюсь, мы проведем в мае или июне. Вот такие некоторые наши планы.

Теперь я с удовольствием отвечу на вопросы.

Почему детективы у вас как-то выпадают?

Александр Себелев: Не в том дело, что мы не любим детективы, а в том, что мы работаем не сами по себе, по сути дела мы создаем площадку для работы «толстых» литературных журналов. А они относятся к детективам, скажем так, прохладно. Я не знаю ни одного «толстого» литературного журнала, который бы стремился их печатать. Только с этим связано, больше ни с чем. Произведения приносят, они рассматриваются, обсуждаются, авторы даже получают какие-то рекомендации. Но я пока не видел результатов, т. е. чтобы какие-то журналы взяли в публикацию детективы.

То есть вы на тренды не влияете никак?

Александр Себелев: У нас один тренд — чтобы развивалась молодая отечественная литература. Только такое влияние. И еще важно подчеркнуть следующее. Сергей Александрович Филатов жестко ставит условие, чтобы у нас не было никаких политических пристрастий, что на наших мероприятиях не должно быть никакой пропаганды ксенофобии или религиозного разделения. Мы даже осенний форум специально проводим с тем расчетом, чтобы не попасть в период мусульманского поста. И всегда учитываем даже и гастрономические пристрастия. Ведь сейчас самое важное — это не дать растащить страну. А страну можно растащить только одним путем — посеять вражду в культуре. А все остальное уже, как говорится, само приложится. Поэтому это самое главное.

Вы упомянули про сборники, издаваемые по итогам семинаров. А они как-то распространяются?

Александр Себелев: Они распространяются на наших мероприятиях. Продавать мы их не стремимся, потому что вы же понимаете, что сборники продать очень сложно. В том сборнике, который у нас два месяца назад вышел — «Новые писатели», — 89 авторов. И ни одного известного имени. На книжных ярмарках читатели спрашивают, кто это? Я говорю, что это те авторы, которые очень и очень прославят русскую литературу, но только через несколько лет, а может быть, и десятилетий. Но если вы хотите что-то посоветовать, то мы с удовольствием послушаем ваши предложения.

«Прицепить паровоз» — известная же технология. «Захар Прилепин рекомендует». Он же тоже выпускник вашего форума.

Александр Себелев: И Захар Прилепин, и Денис Гуцко, и Роман Сенчин, и Анастасия Орлова — это наши выпускники. Как только они выходят из наших мастер-классов в «большую» литературу, то сразу же хорошо понимают, что к чему. Мы вот выпустили Захару Прилепину первую книгу, а потом он уже стал выпускать книги в коммерческих издательствах, в том же «АСТ». Там ведь платят какие-то гонорары. А что мы можем предложить, кроме ста авторских экземпляров? В тех же сборниках мы же не можем (как это делают другие издательства) организовывать сборную солянку, т. е. брать половину известных писателей, а половину начинающих... Тогда теряется сам смысл, сама идея молодежного сборника. У нас ведь нет задачи что-то быстро продать и получить дополнительные деньги. Задача в том, чтобы этот сборник могли получить библиотеки, чтобы было что показать на книжных ярмарках. В ближайшее время мы проводим книжную ярмарку в Гаване, уже во второй раз. Там мы все наши книги представим. И на все ярмарки, которые проводятся у нас и за границей, в том числе и Институтом перевода, и другими организаторами. Мы даем свои книги, и они там выставляются. А потом остаются в этих странах, в библиотеках при посольствах, в культурных центрах.

Ссылки по теме:

Липки, молодая литература и шведский стол

Буквы на экспорт

Мы дети, заблудившиеся в шторах