16.02.2017

Кто посмеет вычеркнуть Барто?

Эдуард Успенский: «В списке для детей должно быть 500 книг, лишние родители вычеркнут сами»

Эдуард Успенский
Эдуард Успенский

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: russian.rt.com

Детский писатель Эдуард Успенский предложил составить список не из 100 рекомендованных книг, а из 500, и потом предложить родителям вычеркнуть то, что, по их мнению, детям читать необязательно. Вот и получится идеальный список для каждого конкретного ребенка. Так создатель Крокодила Гены и Простоквашино отреагировал в эфире радиостанции «Коммерсант FM» на предложение министра образования Ольги Васильевой создать список «правильной литературы» для детского сада.

Писатель убежден, что никому и в голову не придет вычеркивать Агнию Барто, Сергея Иванова, Мариину Бородицкую, Астрид Линдгрен или Джанни Родари. Так что в самом списке нет ничего страшного. А если при этом будут пополняться детские библиотеки в школах и детских садах, то вдвойне хорошо.

— Сейчас очень сложные малыши — есть дети, которым в три года читают уже «Питера Пэна», а есть дети, которые в семь лет еще вообще ничего не читают, — сказал он в эфире. — Поэтому список должен быть самый разнообразный. И нужно дать возможность воспитательницам выбирать. Еще лучше сделать пластинки, чтобы можно было ставить, а ребята бы сидели и слушали. Еще неплохо бы вернуть диафильмы в детские сады, потому что они приучают к мышлению, не то что мультфильмы, процесс думания включается у ребенка.


Но, предупреждает Успенский, прежде чем что-то вычеркивать или запрещать, необходимо очень хорошо подумать.


Особенно осторожными надо быть родителям, которые считают, что имеют право быть диктаторами и обучателями.

— У меня есть книжка, где Крокодил Гена с Чебурашкой в Новый год ходили к детям, подарки разносили, и в одном месте Крокодилу Гене предложили выпить шампанского, — рассказывает писатель. — Он сказал: «Я не буду — капля алкоголя убивает крокодила». Большущее количество писем пришло от родителей, в которых они возмущались: «Как можно говорить об алкоголе детям!?»

Аналогичная история произошла и со стихотворением «Не ходите, дети, ночью в интернет — ничего хорошего в интернете нет». Поэта тут же обвинили в том, что он против прогресса и интернета.

— Сейчас государство отпустило вожжи, поэтому волна такая вот хлынула, шлюзы сняли, поэтому уже многие вещи решает толпа, — заметил Успенский.

Также Эдуард Успенский обратил внимание на то, что сегодня слишком многое пущено на самотек. Раньше огромный вклад в воспитание читателей вносили журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Костер», «Пионерские зори», «Будильник».

— Это была большая была машина развлекательно-обучающая, она формировала и детские вкусы, и взрослые, — объясняет он. — Сейчас все это пущено на самотек.


Поэтому, с одной стороны, список книг — это вещь полезная, с другой, безусловно, вредная. Зависит от того, в чьи руки она попадет и как будет развиваться.


Детский писатель напомнил, что у «Мурзилки» тираж был более двух миллионов, а у «Веселых картинок» - 5 миллионов, сегодня едва ли наберется несколько десятков тысяч.

— Был большой поток, в который пробивались лучшие писатели, все писатели шли через журналы. Сейчас писателю настоящему детскому негде проявиться, нет трибуны для него ни для публикаций, ни для выступлений. Детское телевидение удушили прямо на корню, — добавил он.

Автор сценариев к более чем 60 мультфильмов скептически относится к тому, что показывают современные детские телеканалы. Чему могут научить детей мультфильмы, «где тараканы зелененькие прыгают».

— То, что гоняют старые фильмы, — это не является заслугой детского телевидения. Детское телевидение — это шоу, это живое дело, а его нет, — говорит Успенский.

На вопрос журналистов, а согласился бы он поучаствовать в составлении «правильного списка» книг для детей, Эдуард Успенский скромно ответил: «Только если самым главным буду».

Ссылки по теме:

«Золотой список» и «литературные пилюли» — 20.06.2016

Война и мир в школе — 10.01.2017

Хватит ли школе шестерых классиков? — 05.12.2016