Текст: Наталья Лебедева
Фото: kopilkaurokov.ru
Литературные герои бывают разные — главные и второстепные, эпические и драматические. У автора произведения есть огромная палитра средств, чтобы создавать образы своих персонажей, таких живых и характерных. И на экзамене по литературе обязательно попросят назвать хотя бы некоторые из них. Вот небольшая шпаргалка, которая, надеемся, поможет получить побольше баллов на ЕГЭ по литературе.
Система образов в художественном произведении
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа |
Краткая характеристика |
Художественный образ (общее понятие) |
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала |
Литературный персонаж |
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения |
Образ автора |
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла |
Образ рассказчика, образ повествователя |
Персонифицированный герой, повествующий о событиях |
Образ лирического героя |
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом |
Эпический герой |
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения |
Драматический герой |
|
Главный герой |
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения |
Второстепенный персонаж |
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения |
Внесценический персонаж |
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц |
Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика |
Краткая характеристика данного типа |
Пример |
«Обрамляющий» условный рассказчик |
Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна |
И. С. Тургенев «Записки охотника» |
Бесстрастный повествователь |
Изображает события как сторонний наблюдатель |
А. С. Пушкин «Повести Белкина» |
Главный герой произведения |
Повествование в произведении ведется от лица главного героя |
Ф. М. Достоевский «Подросток» |
Рассказчик - словесная маска |
Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт |
Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя |
Рассказчик - участник событий |
Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного |
Глава «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
Система рассказчиков |
Художественное произведение имеет форму: - «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие; - связанных между собой повествований нескольких рассказчиков |
Л. Н. Толстой «После бала» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
Средства создания литературного героя
Средство создания литературного героя |
Краткая характеристика |
Пример |
Название произведения |
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов |
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
Эпиграф к литературному произведению |
Может указывать на основную черту характера героя |
«Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина |
Прямая авторская характеристика |
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку |
«Онегин - добрый мой приятель...» (А. С. Пушкин) |
Речь героя |
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия |
Монологи и диалоги Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова |
Поступки, действия героя |
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя |
Письмо Онегина из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
Психологический анализ |
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя |
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского |
Другие герои произведения |
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолированно, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми |
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
Портрет героя |
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) |
1) Мастер в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова 2) Печорин в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя |
Социальная среда, общество |
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж |
«Гранатовый браслет» А. И. Куприна |
Пейзаж |
Раскрывает внутренние переживания героя |
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
Художественная деталь |
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа |
Халат Обломова в романе «Обломов» И. А. Гончарова |
Предыстория жизни героя (если есть) |
Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа |
«Обломов» И. А. Гончаров |
Источник: http://5litra.ru/