04.06.2017

«Взвод» Прилепина окопался на площади

Захар Прилепин рассказал, почему он решил написать о писателях, сменивших оружие на перо

Захар-Прилепин
Захар-Прилепин

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: «Российская газета»

Новая книга Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» вызывает в обществе большие споры. Под одной обложкой автор собрал биографии одиннадцати писателей и поэтов Золотого века отечественной литературы — от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина, — умевших держать в руке не только перо, но и оружие. Они сражались на Бородинском поле в 1812-м и вступали победителями в Париж, подавляли пугачевский бунт и восстание в Польше, аннексировали Финляндию, воевали со Швецией, ехали служить на Кавказ… Корнет, поручик, штабс-капитан, майор, полковник, генерал-лейтенант, адмирал: классики русской литературы.

Сам Прилепин не раз признавался, что толчком к написанию книги стало «высказывание Николая Сванидзе о том, что Прилепин скучает по войне, а русские литераторы так себя никогда не вели, не надо никакую войну путать с Отечественной». Услышав это, писатель «огорчился»: «Думаю: ’’Ну что это, он же историк, почему же он такие нелепые вещи произносит публично. Надо написать’’».

— Многие спрашивают меня, почему нет Лермонтова. Все просто: в книге собраны только те, кто родился до 1799 года, — объясняет Захар Прилепин. — Эта книга — попытка доказать, что все эти люди были не чужды ратному делу и милитаризму.


Умение писателей Золотого века сменить оружие на перо, безусловно, достойно того, чтобы быть изученным. До меня этого никто не делал.


Писатель пообещал, что напишет второй том, в который войдут классики нашей литературы от Лермонтова до Хлебникова. Но только после того, как закончится война на Донбассе. А вот третьего тома о поэтах и писателях 20 века точно не будет.

С кем из героев своей книги вы себя ассоциируете, спросили Прилепина.

— Мне хватает ума ни с кем себя не ассоциировать, — ответил писатель. — Они для меня люди невозможного, аномального мужества. Мало того, что они воевали, так они еще и в дуэлях постоянно участвовали. Да и война тогда была пожестче, штыковой бой — одна из самых страшных вещей на свете.

Не избежал Прилепин вопросов о Донбассе. Он честно признался, что не верит в скорый мир на Украине, слишком много всего там переплелось.

— Если бы у меня была какая-то готовая формула победы, я бы ее давно реализовал. Каждый помогает как может. Кто-то рублем, кто-то словом. Главное, не быть равнодушным. Сердечное слово, произнесенное вслух — тоже большое дело, — подчеркнул он.

Ссылки по теме:

Перезагрузим Золотой век? Басинский о книге Захара Прилепина — 13.02.2017

Захар Прилепин начал с Литинститута — 22.02.2017

Юзефович и Букша о службе Захара Прилепина в армии ДНР — 13.02.2017