Текст и фото: ГодЛитературы.РФ
10 июня в Музее-заповеднике «Абрамцево» откроется комплексный межмузейный выставочный проект «Киммерия Максимилиана Волошина». На выставке можно будет увидеть 115 экспонатов — картины, рисунки и вещи из фондов Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле.
Выставка посвящена 140-летию со дня рождения поэта, художника и философа Максимилиана Волошина и позволяет почувствовать и окунуться в необыкновенную атмосферу коктебельского Дома Поэта, ставшего культурным центром знаменитого поселка интеллигенции Серебряного века.
Волошины — поэт и его мать Елена Оттобальдовна — одними из первых приехали на эти тогда еще пустынные земли в 1893 году и со временем создали в Коктебеле настоящую художественную резиденцию, где гостили Марина и Анастасия Цветаевы, Михаил Булгаков, Кузьма Петров-Водкин, Осип Мандельштам, Алексей Толстой и другие. Для своего друга Алексея Толстого Волошин даже самолично изготовил и установил в своей мастерской конторку. Алексей Толстой любил работать стоя.
Кстати, в мастерской Волошина хранится невиданное количество книг - 10 тысяч единиц справочной литературы. И в каждой книге есть пометки Волошина. И хотя поэт был невероятно гостеприимным человеком - в 1928 году был поставлен рекорд, Дом Поэта принял в своих стенах 600 гостей за сезон, - он запрещал выносить книги за пределы мастерской, за что его даже обвиняли в жадности. На что Волошин всегда отвечал, что это «святая жадность».
В доме-музее в Коктебеле также находится огромная коллекция рисунков Волошина - 1,5 тысячи различных изображений, что позволяет часто менять экспозицию. Как отмечает генеральный директор мемориального музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Тамара Стеблюк, фигура Волошина, что вполне закономерно, в большей степени интересует людей, уже окончивших школу. Детей же в музей привлекают уроками рисования: «Для детей мы нашли тему акварели, живописи. Очень многие дети любят рисовать. В Коктебеле великолепная школа искусств, и мы через нее привлекаем детей в музей Волошина, проводим мастер-классы, открытые уроки». К слову, с 1 января 2017 года вход для детей до 18 лет в музей бесплатный.
Музей-заповедник организует и проводит множество событий («культурологических программ и проектов», как их здесь называют). На прошлый год, например, было запланировано 417 различных мероприятий. Удалось воплотить намного больше — 560. Но цифра эта общая для пяти подведомственных музеев: к «Киммерии М. А. Волошина» относятся, помимо самого музея Волошина, еще музей Паустовского, дом-музей Александра Грина, музей Марины и Анастасии Цветаевых, а также Старокрымский литературно-художественный музей.
На выставке в Абрамцево можно найти работы Волошина маслом, темперой, гуашью, акварелью, тушью, офорты парижского периода, его художественные и письменные принадлежности, а также знаменитый волошинский хитон и посох.
А вот шляпу Волошина, с которой связана одна из знаковых историй, можно увидеть только приехав в Коктебель.
Так, одна из крымских легенд гласит, что однажды Максимилиан Волошин с авиатором Константином Арцеуловым (внуком Ивана Айвазовского и первым в истории русской авиации летчиком, который смог удачно ввести самолет в штопор) прогуливались по дороге из Коктебеля в Феодосию. По пути они поднялись на гору Узун-Сырт (сейчас она больше известна как гора Клементьева), и перед ними открылся живописный вид долины. Волошин от восторга подбросил шляпу, но она не упала, а поднялась вверх и лишь затем плавно опустилась на землю. Поэт впервые наглядно увидел, что собой представляют восходящие воздушные потоки. Арцеулов же, оценив достоинства горы, привел сюда других авиаторов и планеристов. И благодаря шляпе Волошина Узун-Сырт стала колыбелью планеризма в России. А на территории центра планеризма в окружении бюстов Антонова, Ильюшина и Королева даже установлен памятник волошинскому головному убору.
Посетителей абрамцевской выставки также ждут предметы, сделанные самим Волошиным — полочки, шкафчик, шкатулка, а также бессменные приметы киммерийского стиля Дома Поэта — габриаки. Габриаками называли причудливые коряги, вынесенные на берег моря. Волошин очень любил украшать ими дом. И любовь эта даже вошла в историю: автором знаменитой литературной мистификации под именем «Черубина де Габриак» выступил не кто иной, как Максимилиан Волошин.
Выставка «Киммерия Максимилиана Волошина» в Музее-заповеднике «Абрамцево» продлится до 23 июля.
КСТАТИ
Главное торжество по случаю юбилея Волошина прошло в Доме Поэта в Коктебеле 28 мая. Продлился праздник четыре часа, и все это время в саду, где была установлена сцена, все места были заняты.
О Волошине говорили искусствоведы, филологи, работники культуры и руководители различных ведомств Крыма. Конечно же, читали стихи. Строки из Волошина и Цветаевой прозвучали в исполнении актрисы и чемпиона мира по арт-фехтованию Яны Аршавской, заслуженной артистки России Анны Тереховой, актрисы Елены Захаровой. В музыкальной части праздника выступила заслуженная артистка Крыма Анна Ус, группа Etnozapil, а также Александр Фагот Александров и Вероника Белозерова со специальной программой «Мистерии о Дионисе, Волошине и Коктебеле».
Кульминацией праздника стала премьера мультимедийного литературного спектакля «Уроки литературы» лауреата премии «ТЭФИ» Феликса Михайлова. Очередная часть проекта, старт которому был дан еще в 2015 году, ставшем Годом литературы в России, посвящена Максимилиану Волошину. Для воссоздания атмосферы «обормотских» вечеров было максимально задействовано пространство музея. Справа, на стене Дома Поэта, в проекции ожили архивные фотографии, изображения по мотивам произведений Волошина, кстати, подготовленные одним из актеров спектакля Иваном Складчиковым. По центру — длинный накрытый стол с самоваром. Слева — самодельная сцена для домашних спектаклей, на которой разместилась актриса Ольга Прихудайлова, исполнившая в постановке роль Маруси, жены Волошина. В поэтическом амплуа также выступили Екатерина Шпица, Агния Кузнецова, Егор Корешков, Андрей Удалов-Миронов и другие.
После спектакля корреспондент «Года Литературы» поговорил с его режиссером Феликсом Михайловым.
Премьера волошинского спектакля состоялась не на обычной сцене, а в Доме-музее Максимилиана Волошина. Тяжело ли было «вписать» спектакль в музейное пространство?
Феликс Михайлов: Именно потому, что это сам дом Волошина, его сад, здесь все его, было очень легко. Это очень цельное пространство, уже сама ограда дома все соединила, и зрителей не надо было уговаривать сначала принять условия игры, а затем вникать в суть происходящего. Здесь все конкретно. Когда артист говорит о скале, то вот она, справа. Когда звучат стихи о море, то вот оно, море. Когда мы говорим о доме, то вот этот дом. Это же фантастика! Мы специально в театрах и на пароходах искали посуду, чтобы все было таким, как во времена Волошина.
Самое важное было, чтобы ребята прочувствовали атмосферу, когда они приехали. Сложность была лишь в том, что мы прилетели утром. Мы репетировали в совершенно другом месте, поэтому вначале «вхождение» в пространство было очень осторожным. Но по мере того, как ребята проникались им, становилось легче.
Какие материалы вы использовали при подготовке спектакля и как долго вы его готовили?
Феликс Михайлов: В основном мы использовали стихи Волошина (в спектакле также звучат стихи Марины Цветаевой и Николая Гумилева. - Прим. ред.), это воспоминания супруги поэта, ее записки. И все. Мы не хотели делать литературоведческую вещь, идти по строке каких-то исследований.
Я приехал в музей первый раз месяц назад, осмотрел все, что есть в нем, картины, фотографии. Понятно, что у меня было искушение сделать все подробнее, хроникально, но я понимал, что мы можем закопаться. Было принято решение продолжать делать в нашем духе, когда один образ накладывается на другой. Мне приятно было слышать, что зрители вошли в атмосферу, и она возникла. Если возникает атмосфера, то можно делать все, что угодно. Люди понимают, про что ты говоришь: про жизнь человека в уединении, но при этом с открытой и мятущейся душой, про человека, который пожертвовал своей карьерой для того, чтобы сберечь то истинное, что было внутри него.
А кто для вас Максимилиан Волошин? Поэт, художник, философ…
Феликс Михайлов: Будучи студентом театрального института, я на одном экзамене по речи читал как раз волошинские стихи. Для меня существовал образ таинственного человека, который уехал из центра на берег моря, и где-то существовал миф о некоем Волошине, жившем в Коктебеле. И вот я нахожусь внутри этого мифа. Работа с его текстами, биографией, предметами дала мне какую-то безмятежность и понимание, что любой творческий человек не обязательно должен быть на виду у толпы, потому что если это действительно богом данное состояние гения, творца, то все равно оно дойдет до людей и будет принадлежать именно тем, кому это точно нужно.
Ссылки по теме:
Разумный Макс. 140 лет Максимилиану Волошину — 26.05.2017
Фильм о Волошине — лауреат фестиваля «Литература и кино» — 02.05.2017
Волошинский фестиваль объявил победителей — 14.09.2015