01.12.2017

Еще немного о Пушкине

Писатель Андрей Битов представил свою новую книгу «Арион. От Михайловского до Болдинской осени»

Текст: Мария Воронова

Фото: дирекция Платоновского фестиваля

Этот вечер в ЦДХ был действительно добрый: свою новую книгу «Арион. От Михайловского до Болдинской осени» представил Андрей Битов. Пушкинская тема особенная для писателя, и, как он сам поделился, «Пушкин стал его спутником». На презентации присутствовали издатель Людмила Петровна Дорофеева и Александр Александров, который аккомпанировал Андрею Битову во время чтения стихотворения Пушкина, а также Наталья Сиривля, написавшая предисловие к новой книге.

Сначала писатель рассказал о новинке:

₋ «Это многострадальная книга. Я менял ее план четыре раза, но пришел к выводу, что самый лучший путь — простой путь. Поэтому в эту книгу вошли материалы из предыдущих сборников, которые я издавал у Людмилы Петровны».

Последний год жизни великого поэта стал первой темой Андрея Битова, к 1999 году писатель закончил работу над материалом, и появился первый большой сборник.


Автор отметил, что вообще не стоит читать дневники и записки поэтов — все самое сокровенное они отражают в стихотворениях. Так писал Байрон, так писал Пушкин. Важно читать их произведения в хронологическом порядке, тогда можно понять, что было на душе у поэтов на том или ином жизненном этапе.


Андрей Битов рассказал, что считает Пушкина вовсе не «светлым и лирическим» героем, а «поэтом кризисов». Он много творил в периоды душевных переживаний, потому что бурное творчество — своеобразный способ из этих кризисов выйти. Не исключением стало время, проведенное в Болдине.

Та осень оказалась очень продуктивным периодом в жизни Пушкина: он завершил работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне» и около 30 лирических стихотворений.

Тема стремления убежать от мира стала одной из ключевых в новом сборнике Битова, «Арион» посвящен периоду «от Михайловского до последнего года жизни». Автор уделил этой теме особое внимание, ведь все чаще в стихотворениях Пушкина того времени звучат мотивы изгнания.

Пушкин стремился уехать, но, в отличие от, например, Гоголя, он был «невыездным»: ему не давали разрешения покинуть страну даже под предлогом лечения в Европе. При Александре I он был ссыльным, при Николае II он был помилован, однако из-за сложившейся в Европе ситуации император усложнил процесс выезда за границу — получился своеобразный «железный занавес». За границей Пушкин был один раз и, можно сказать, нелегально. В составе русской армии поэт побывал в Турции в местечке Восточная Анатолия, свои впечатления он передал в записках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

Несмотря ни на что, поэт не сдавался: жажда побега была сильнее любых правил. Даже на свою последнюю дуэль он шел, надеясь на изгнание. Андрей Битов пояснил: «В те времена за участие в дуэлях предполагалось жестокое наказание. Возможно, Пушкин рассчитывал на несмертельное ранение и ссылку». Однако получилось совсем иначе.

Презентация книги завершилась стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, «которое и сейчас страшно читать из-за цензуры». Это произведение о революции было написано в преддверии восстания декабристов в 1824 году. Андрей Битов отметил, что поэт вообще очень хорошо чувствовал историю и понимал значимость происходивших событий, умел связывать временные пласты между собой.

О вкладе Пушкина в нашу литературу и язык уже сказано очень много. Андрей Битов подчеркнул только, что «впервые заговорить таким словом, на котором позже говорил весь Золотой век, почти невозможно». Как невозможно создать за 25 лет мировую литературу. Но Пушкин это сделал.