02.12.2017

Россия и Америка в одном флаконе

Книгу «Заклятые друзья» представили на ярмарке Нон/Фикшн

Текст и фото: Настасья Брицына

Любовь-ненависть в отношениях России и США уже давно не дает покоя обеим странам. Столь злободневная тема не могла не затронуть и 19-ю Международную ярмарку интеллектуальной литературы Нон/Фикшн, где специалист по российско-американским отношениям Иван Курилла представил свою книгу «Заклятые друзья» —  не о противостоянии, но о переплетении судеб России и Америки.

В XIX веке русские и американцы видели между собой много общего, в том числе единый план развития — «расширение своего пространства». Американские путешественники, побывавшие в Российской империи, особое внимание обращают на Кавказскую войну и занимают точку зрения самих же русских офицеров о том, что «войны на Кавказе — это то же, что войны США с индейцами», рассказывает Курилла. Такое мнение начинает преобладать в Америке и хорошо вписывается в концепцию «цивилизующего расширения», войны ради благой цели.

«Однако очень важная черта отношений США и России — постоянное переосмысление одних и тех же фактов в зависимости от повестки дня», — замечает Иван Курилла. Приезд в Америку венгерского революционного деятеля Лайоша Кошута сильно поколеблет американское общественное мнение второй половины XIX века: Кошут подвергает Россию жесточайшим нападкам за то, что она — «сила, подавляющая революцию в Европе». Тогда, говорит историк, американцы начинают сравнивать воюющих на Кавказе черкесов не с индейцами, а с самими собой, с тем, как свободолюбивый американский народ боролся с Англией.

Окончательный же перелом в российско-американских отношениях наступает в 1880-х гг. «В наше время достаточно распространена идеализация истории Российской империи», — считает Иван Курилла, и оценка эпохи Александра III — хороший тому пример. Александр известен нам как Миротворец, что оттеняет контрреформы и реакцию в период его правления, когда расширяются полномочия жандармов, ссылки в Сибирь учащаются. А это не ускользает от внимания американских путешественников: возвращаясь на родину, они создают и закрепляют образ России как «большой тюрьмы», считает Курилла. 

В своей книге автор также развенчивает миф об исключительной религиозности Российской империи. Об этом красноречиво говорят свидетельства путешественников: почти каждый американец, посетивший Россию, поражается ее веротерпимости. Петербург, где православные церкви стоят рядом с протестантскими, становится символом русской религиозной толерантности, рассказывает Курилла. Американцы отмечают и тот факт, что протестанты допускаются к высоким постам, достаточно вспомнить немецкое окружение Николая I. Но если американцы, приезжая в чужую страну, особое внимание уделяют проблемам веры, то русские, путешествуя по Америке, ни слова не пишут о религии, как будто этого вопроса для них вовсе не существовало. Поэтому историк приходит к выводу о том, что «российская элита начинает отходить от православия еще в XIX веке», задолго до прихода «безбожников»-большевиков. 

Другая ключевая тема «Заклятых друзей» влияние России и Америки друг на друга.


В России Америки больше, чем мы думаем,


убежден Курилла, «начиная от колеи железных дорог и заканчивая ледоколами и крейсерами». «То же относится к американцам, которые не осознают какую роль сыграли два миллиона русских эмигрантов в том, чтобы сегодняшняя Америка была такой, какая она есть», — подытоживает историк. 

Ссылки по теме:

Он готов к любому вопросу. Оливер Стоун — 29.11.2017

Роберт Хайнлайн как зеркало американского всего — 07.07.2017

По дороге разочарований. Битники и Россия — 03.10.2017