11.12.2017

Откуда в классе летающая кошка? Интервью с детским писателем

Писатель Ирина Краева провела урок литературы в школе и рассказала, почему детская литература не имеет права бояться сложных тем

Ирина Краева
Ирина Краева

Текст и фото: Наталья Лебедева

Необычный урок литературы в обычной столичной средней школе № 1411 во 2 «Б» классе вместо традиционного звонка начался со звуков глюкофона (тональный лепестковый барабан. — Прим. ред.)

- Я за вами внимательно наблюдала, и мне показалось, что вы очень счастливые люди, — обратилась к второклассникам детский писатель, автор «Колямбы» и «Баба-яга пишет» Ирина Краева.

Причин для счастья нашлось много: мы учимся в прекрасной школе, у нас есть папа, мама и крестная, а еще много друзей и хороший учитель…

- Все это очень важно, но мы с вами счастливые люди еще и потому, что мы — читатели, — продолжает Ирина Краева. — Когда нам грустно, можно прочитать веселую книжку, и она нас подбодрит, а когда слишком весело, вдруг в руки попадает печальная книжка, которая может напомнить о тех, кого давно не вспоминали… И мы позвоним или напишем, например, другу, который лежит один дома и болеет.

А можно переместиться в сказку, побывать на другой планете или отправиться в путешествие во времени. Детская фантазия, помноженная на талантливый текст, способна на многое.

- А вы можете по внешнему виду отличить писателя от обычного человека? — не позволяет расслабиться ученикам Ирина Краева и вспоминает, как в одной из школ девочка про нее сказала: «Какая же она писатель, если она живая и без бороды».


Пришлось разбираться, что же такого особенного умеет делать писатель.


И старая шутка про то, что у писателя уши всегда длиннее, заставила ребят повнимательнее присмотреться к собственным ушам и услышать, что говорят одноклассники, подмечая, на первый взгляд, незначительные детали.

Следующий вопрос поставил второклашек в тупик, никто не знал, у какого слова есть свой международный праздник. Вспомнили Новый год и 8 Марта, день рождения и Рождество, даже День Конституции назвали. А оказалось, что 11 января весь мир отмечает День «Спасибо».

Дети закрыли глаза и представили, каким бы стал мир без этого простого слова - серым и злым, эгоистичным и драчливым, унылым и полным обид.

— Без «спасибо» нам никак нельзя, без него мир рушится, — тут же сделали они вывод и составили огромный список тех, кого им нужно обязательно благодарить.

А потом Ирина Краева читала детям сказки и рассказы, и вместе они пытались понять, почему иногда важно просто посмотреть на человека с восхищением, чтобы сделать его счастливым. И как важно говорить друг другу комплименты.

— Представьте, что вы пишете письмо себе взрослому. Что бы вы в нем написали? - неожиданно спросила Ирина Краева.

И посыпались ответы…

— Посоветовал бы хорошо учиться.

— Зачем учиться, ты же уже взрослый!

— Тогда хорошо работать.

— Завести хорошую семью.

— Купить котят и щенка.

— А я расскажу, как не выговаривал букву «Р», чтобы напомнить, каким я был в детстве…

Составить письмо они еще попробуют дома, а пока Ирина Краева предложила ребятам потренироваться и сочинить сказку. Начиналась она, как и известное стихотворение Даниила Хармса «Удивительная кошка», но что дальше случилось с кошкой, которая вдруг полетела над землей на воздушных шариках, придумывали сами ребята.

Не сговариваясь, поколение «Звездных войн» отправило кошку в космос к инопланетянам. Им намекнули, что было бы неплохо вылечить кошке лапу, и они принялись фантазировать, как бы это лучше сделать. Кто-то предложил сделать операцию, кто-то — воспользоваться более гуманными инопланетными технологиями, а кто-то вспомнил, что раз кошка улетела в космос без скафандра, то она волшебная, а значит, может вылечить себя сама. А потом чудо-кошка изменила жизнь инопланетян навсегда. Она вылечила все их болезни и избавила от многочасовых пробок, привязав к машинам шарики. Она научила их любить и бескорыстно помогать другим. А когда кошка соскучилась по дому и захотела вернуться на Землю, инопланетяне, конечно же, не хотели ее отпускать, но потом вспомнили все ее добрые дела и решили и для нее сделать что-то приятное. Кошка улетела, а на фантастической планете местные жители поставили ей памятник. Но это был необычный памятник - каменная кошка на воздушных шариках летала из одного города в другой и заставляла инопланетян улыбаться.


Закончился необычный урок звуками глюкофона.


Ирина Краева предложила всем ребятам ударить в свой волшебный барабан и загадать желание.

- Проверено, желания сбываются. Даже у взрослых, — заверила писатель и протянула палочку учителю, Ларисе Косяковой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

- Ирина, вы постоянно общаетесь с детьми, причем не только в Москве. Как вам кажется, современные дети, выросшие на гаджетах и интернете, все-таки читают книги или нет?

Ирина Краева: Могу точно сказать, у детей есть большой интерес к книге. Особенно в начальной школе. Они хотели бы много читать и в старших классах, но учебная нагрузка такая, что на чтение для себя времени остается мало. Уроки, домашние задания, секции, интернет…


У наших подростков мало пауз, когда они могут сосредоточиться на своих мыслях и ощущениях,


когда могут услышать дыхание мира и его частичек. А ведь это собирает душу, питает ее. Наши подростки все время должны поглощать информацию и пытаться ее запомнить. Отсутствие пауз губительно для души. Эту мысль я вычитала у замечательного философа и культуролога Григория Померанца и содрогнулась, что не задумывалась об этом раньше. В одной из работ он вспоминает, что когда-то у Моцарта спросили, что всего важнее в его музыке, и тот ответил: паузы. «Паузы, в которых он слышал — мы услышим, если вслушаемся — божественное дыхание, - пишет Померанц. И продолжает: - Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен. Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу».

Помните, раньше педагоги говорили: надо руководить детским чтением. Сейчас слова изменили: формировать круг детского чтения. Чувствуете разницу? Я считаю, что


мы, взрослые, должны дать право ребенку читать то, что нравится.


Это нам книга кажется пустой и бесполезной, а ребенок находит в ней что-то для себя важное. Читающий ребенок все равно придет к высокой литературе. И возможно потом, когда позврослеет, ужаснется от уровня тех книг, которые читал раньше. Поэтому пусть читает в свое удовольствие. Главное сохранить потребность в чтении.

- И тут возникает главная проблема любого родителя — какие книги «подсовывать» своему ребенку.

Ирина Краева:


Проблема навигации в детской литературе, конечно же, существует.


Но уже много сделано, чтобы упростить родителям задачу. Например, существуют интернет-порталы: «Библиогид» при Российской государственной детской библиотеке, «Папмамбук»… Есть интересный журнал «Читаем вместе», который не обходит своим вниманием ни одной стоящей новой книги для детей. Учителей может заинтересовать «Вестник детской литературы», он издается в Санкт-Петербурге. Найти его в бумажном варианте сложно, но в интернете выложены все номера. На всех этих ресурсах много полезной информации - от обзоров классической детской литературы до разбора книжных новинок.

Но этого мало. Заинтересованный родитель сам будет приходить в магазин, листать книги, изучать, читать. Не исключено, что понравившееся вам может не понравиться ребенку. Поэтому


чаще берите детей в книжные магазины.


Позвольте ребенку самому выбрать себе книгу. Пусть он почувствует, что к его желаниям относятся с уважением, пусть он ощутит себя Читателем.

Старайтесь покупать как можно больше книжек. В буквальном смысле обкладывайте ребенка книгами со всех сторон. Да, сегодня бумажные издания стоят недешево, это немалая нагрузка на семейный бюджет. Но вы не знаете, какая книга и в какой момент окажется самой нужной и, возможно, даже спасет ребенка. Если у него есть какие-то комплексы, о которых родители могут и не подозревать, книга поможет ребенку понять, что он не один такой, и подскажет правильный выход из ситуации. Помню, как в седьмом классе прочитала «Мартина Идена» - роман Джека Лондона… После этого моя жизнь совершенно изменилась. Это был мощный рывок вперед, проснулось огромное стремление читать и писать. Очень важно найти такие правильные книжки, которые могут зажечь что-то внутри.

- Издатели, детские писатели, критики говорят о том, что детская литература сегодня на подъеме. Вы с этим согласны?

Ирина Краева: В последнее время появилось много прекрасных произведений и для самых маленьких, и для ребят постарше. Еще недавно их авторы были молодыми мамами с маленькими детьми, но дети растут, а вместе с ними и их мамы-писатели...

Как растут и развиваются молодые авторы! Мария Ботева, Анастасия Орлова, Юлия Симбирская, Наталья Волкова, Наталья Евдокимова, Кристина Стрельникова, Анна Анисимова… Список большой, назвала лишь несколько имен. Они поднялись на очень высокую планку... Женских имен больше, так уж получилось. Среди замечательных авторов, принадлежащих к сильной половине человечества, Эдуард Веркин, Станислав Востоков, Евгений Рудашевский, Игорь Жуков, Игорь Шевчук

Литература для детей и подростков осваивает новые темы, которых раньше не было. Жизнь меняется, и литература не имеет права отставать. Например, Дарья Доцук в своей книге «Голос» рассказывает о девочке, пережившей теракт…

- А не страшно говорить на такие темы с детьми?

Ирина Краева: Позвольте опереться на авторитеты… Приведу слова автора книги «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского: «Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать». А вот слова Сергея Иванова, автора «Снежной девочки» и «Ольги Яковлевой»: «Мы должны говорить всю правду. Только узнав от нас всю правду, только с ощущением трагичности нашей жизни дети обретут истинное человеческое достоинство. А с ним и настоящий оптимизм». Мне эти слова близки.


Говорить с детьми о проблемах сложно и страшно, но необходимо.


Каждый писатель пишет, «как он дышит». Без этого получается макулатура. Но все-таки у пишущих для детей есть особая ответственность. И не признавать это, думаю, нечестно… Я сама хотела написать реальную историю мальчика, который попал под влияние «синих китов». Эта история сильно на меня повлияла, и я решила написать все как есть. Но меня опередили другие авторы, которые тоже озадачились этой темой и прекрасно с ней справились — Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Аделия Амраева… Я стала искать новые подходы к разговору о подростках, переживающих кризисную ситуацию. Перелопатила кучу научной литературы, подробно разговаривала с психологами-практиками, которые каждый день спасают детей, оказавшихся на краю… И после всего я почувствовала необходимость повторить простую истину: дети любят папу и маму, и если родители сами не угробят эту любовь к себе, то с ребенком все будет хорошо.

- В своих книгах вы разговариваете с детьми об очень серьезных вещах. Как удается находить общий язык с подрастающим поколением?

Ирина Краева: Убеждена, что с детьми нужно дружить. Я со своим сыном дружила и дружу сейчас, когда он уже вырос. Мы с мужем никогда не ставили себя выше него, маленького. Мы были в равных позициях, но обозначали: у нас, просто в силу возраста, больше опыта. Если хочешь, прислушайся… Мы никогда не навязывали готового решения (хотя очень хотелось!!!), а обсуждали разные варианты. Большая проблема нынешних пап и мам, как мне кажется, в том, что они не находят времени поговорить с детьми. А разговаривать, обсуждать все на свете очень надо. Надо постоянно находить точки соприкосновения.

Вот я только что общалась с второклассниками, и меня поразило, что когда мы только прикоснулись к теме бабушек, дети тут же отреагировали: «Моей бабушке 91 год… А моей 78… Моей 60…» Очевидно же, что они знают не только возраст бабушек, у них с ними есть душевная связь... Какие молодцы родители! А может, дело и в учителе, которая знает, как сплотить детей, и умеет привлечь к этому родителей. Опять все упирается в поиск точек соприкосновения.

Мне как автору важно показать, что путь разных поколений друг к другу возможен и сердечно необходим. Об этом моя книжка «Баба-яга пишет». Между бабушкой, которая живет в Москве, и ее американским внуком океан... Мальчик, который едва знает русский язык, строчит письма бабушке только потому, что папа сказал, что это поможет сэкономить на переводчиках, когда он станет боссом. Бабушка включается в эту игру, и оказывается, что сердце мальчика открыто для того, чтобы понять и прочувствовать даже те боли и страхи, которые его бабушка пережила 70 лет назад… Для ребенка этот разговор очень важен. Он находит безусловную любовь и защиту своих родных и близких. Но не менее важен этот письменный разговор и для бабушки. Она очищает свое сердце от многих обид и открывает его для любви.

- Ваша «Баба-яга пишет» заставляет улыбаться детей, а взрослые не могут читать ее без слез. Когда и чем вы еще сыграете на струнах наших душ?

Ирина Краева: Новые книжки на подходе. Как их встретят читатели – очень волнуюсь…

Жду, например, когда художник закончит работу над книгой «Дети неба». В ней как раз будет повесть о мальчике, который запутался в непростых семейных отношениях. В этой семье все любят друг друга, но общего разговора не получается. И когда все становится совсем плохо, в школе задают написать сочинение на тему «Моя семья». И в итоге мальчик пишет про свою будущую семью. Он хочет все то, чего недополучил в жизни, воплотить со своими детьми. К этому его подвигает учитель. Бывают такие совершенно потрясающие, чуткие учителя. И честно говоря, я там совсем немного «напридумывала». Многое взяла из жизни.

СОВЕТ ОТ ИРИНЫ КРАЕВОЙ

Какие книги стоит обязательно купить своему ребенку-подростку?

Юрий Коваль «Недопесок», «Самая легкая лодка в мире»

Мария Ботева «Мороженое в вафельном стаканчике»

Джек Лондон «Мартин Иден»

Джон Грин «Виноваты звезды»

Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим!»