САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ЕГЭ в стиле фэнтези

Что тревожит лучших российских писателей школьного возраста?

Премия Глаголица
Премия Глаголица

Текст: Олег Корякин/РГ, Казань

Фото: страница «ВКонтакте» Ольги Копытковой

В Казани названы победители III международной детской литературной премии «Глаголица». Нет, это не один из многочисленных конкурсов для взрослых, пишущих детскую прозу и стихи. Здесь выбирали лучших в России писателей, поэтов и переводчиков в возрасте от 10 до 17 лет.

Звучит, конечно, смело. Обычно всерьез на детское творчество взрослые обращают внимание, если сталкиваются с вундеркиндами вроде Ники Турбиной. Что бывает крайне редко. Ну а для остальных существуют олимпиады по литературе.

Организаторы премии «Глаголица» из татарстанского благотворительного фонда «Счастливые истории» попытались найти золотую середину. У них нет цели предъявить стране каких-то феноменально одаренных детей, чтобы все ахнули. Но и просто за хорошие школьные сочинения здесь призы не раздают. Планка для конкурсантов задана достаточно высокая. Оценивают их маститые детские писатели и поэты, среди которых Виктор Лунин, Михаил Яснов, Сергей Махотин.

В этом году на конкурс пришло более 800 произведений из России и стран СНГ. Работы, как и раньше, принимались в четырех жанрах: проза и поэзия на русском и татарском языках, эссе, художественный перевод. При этом для юных поэтов и писателей есть две возрастные категории: от 10 до 14 лет и от 14 до 17 лет.

В «длинный список» премии вошло сто авторов. Их работы опубликовали в альманахе, а самих ребят пригласили в Казань на мастер-классы. Уже из этой сотни жюри выбрало тридцать лауреатов премии. Им вручили планшеты и комплекты книг «Малая библиотека». А шестеро лучших из лучших удостоились Гран-при — статуэтки «Хрустальная сова».

О чем же пишут дети? В предыдущие годы было очень много произведений о Великой Отечественной войне и проблемах экологии. Явно сказывалось влияние школьной программы. И члены жюри ругали за это конкурсантов и просили их писать о том, что им действительно интересно. И вот на сей раз наблюдается бум фэнтези. Причем очень хорошего качества.

— Дети хотели бы сейчас что-то изменить в мире, но не очень понимают, как. А жанр фэнтези позволяет им это сделать, — считает Анна Русс. — В реалистическом рассказе они могут помыть посуду, чтобы маме не было так тяжело. А там достаточно найти какой-то артефакт, и все меняется. 


При этом произведения юных фантастов вовсе не сводятся к приключениям и чудесам. Там непременно присутствует философская мысль.


Вот как завершает свой рассказ «Послезавтра», в котором рассказывается об очках, которые позволяют заглянуть в будущее, двенадцатилетняя финалистка Александра Дворецкая из Ярославля: «Жить, как и читать, постоянно заглядывая вперед, на следующую страницу, не стоит, потому что пропускаешь самое главное. Да и получишь ли от такой жизни удовольствие? Ведь конец все равно известен. А перечитать свою жизнь вряд ли получится».

По мнению детского писателя Дмитрия Емца, фэнтези пользуется популярностью вовсе не потому, что людям важно узнать, кто взмахнул волшебной палочкой и убил дракона.

— Фэнтези мы читаем для узнавания маленькой человеческой правды, — уверен он.

И в этом плане работы детей особенно интересны. А какие переживания маскируют школьники под фантастическим антуражем?

Семнадцатилетняя Зарина Гатина из Казани, похоже, попыталась переосмыслить в рассказе-антиутопии «Записать будущее» проблему ЕГЭ. В созданном ею мире каждый подросток в семнадцать лет обязан пройти через беседу с «толкером». После разговора он выдает пульт, в котором «заложена информация о твоей профессии, второй половинке, распорядке дня… Да обо всем, что будет составлять твое существование».

А потому жизнь всех семей подчинена подготовке к этому судьбоносному и, в общем-то, жутковатому событию. Героя рассказа, рефлексирующего юношу, очень тревожит предстоящая встреча с толкером, и он никак не может успокоиться: «Я слишком много думаю. Мыслящим людям всегда непросто, в море определенности они всегда словчатся выловить пиранью с именем «НО», этакую хищную рыбу рассудка».

Конечно, возникает вопрос, помогают ли подобные конкурсы разглядеть будущих серьезных писателей. Или это все же милая игра?

— Разглядеть талант можно, если человек не пишет трескучими фразами и готовыми клише, — уверена детский поэт и переводчик Марина Бородицкая. — Такие дети встречаются. Но это вовсе не означает, что их произведения нужно срочно издавать в трех томах. Некоторые родители это любят. А с ними нужно заниматься. Им необходим лоцман в мире книг, потому что такие дети как минимум будут талантливыми читателями. А они нам гораздо нужнее, чем писатели. 

Ссылки по теме:

«Глаголица» определила лонг-лист

«Глаголица» завершила прием заявок

«Глаголица» шагает по России