21.12.2017

ЗасМЭШи учителя

Сможет ли «Электронная школа» подготовить к ЕГЭ без уроков и настоящих учителей?

Московская электронная школа
Московская электронная школа

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: mos.ru

Родители уже выучили, что такое ЕГЭ, ГИА и ФГОС, теперь предстоит освоить новую аббревиатуру МЭШ. МЭШ расшифровывается как Московская электронная школа, и это лишь часть большого проекта «Цифровая школа», который уже в феврале 2018 года планирует запустить по всей стране Министерство образования и науки РФ.

Предполагается, что очень скоро в интернете будет доступна вся школьная программа, и ученики смогут прямо из дома проходить новый материал, восполнять пробелы, делать домашние задания и писать самостоятельные. О том, как в электронной школе будет представлен такой непростой предмет, как литература, как будет отбираться материал и какая роль отводится учителю, и когда ученикам уже не нужно будет вообще ходить в школу, мы поговорили с доцентом кафедры зарубежной филологии Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета Ириной Мурзак, которая вместе с коллегами готовит педагогов к работе в «Электронной школе».

Ирина Ивановна, расскажите подробнее, что же это такое — МЭШ?

Ирина Мурзак: МЭШ — это система образования будущего, которая позволяет использовать все плюсы современных информационных технологий. Москва стала экспериментальной площадкой, на которой воплощается в жизнь большой проект «Цифровая школа». Создателями МЭШ станут учителя и директора школ, ученики и их родители. Любой учитель может подключаться к проекту и добавлять что-то свое. 

И как это изменит жизнь учителей и учеников?

Ирина Мурзак: Уже с 1 сентября 2016 года в шести пилотных школах столицы создана совершенно новая информационная среда. Здесь каждый урок по-своему уникален, а каждый учитель говорит с учениками на одном языке. Понятно, доступно, а главное — интересно. Вместо учебников — планшеты, а каждый кабинет оснащен по последнему слову техники — интерактивная доска, интерактивные столы, планшеты у каждого ученика. Таких школ с каждым днем становится больше.

Как в электронной школе планируют представить гуманитарный блок и особенно литературу?

Ирина Мурзак: Пока на этот вопрос нет однозначного ответа. То, что сейчас появилось в открытом доступе, конечно, несовершенно. «Литература должна приспосабливаться к новой электронной эре», — писал Милорад Павич, автор романа-словаря, романа-кроссворда «Хазарский словарь», который западные рецензенты окрестили «первой книгой XXI века». Тогда-то впервые и был употреблен изначально сугубо компьютерный термин — гипертекст. Так и МЭШ — гипертекст образовательного пространства. Готовясь к уроку, учитель может использовать все многообразие информационного материала: тексты, критику, фильмы, видеолекции, статьи.


Возможностей много, но ориентироваться в этом гипертексте может только очень квалифицированный специалист.


С какими проблемами чаще всего сталкиваются учителя?

Ирина Мурзак: Платформа, на которой работает учитель, предполагает, что урок будет состоять из трех контентных элементов: компьютер учителя (где размещается материал урока в лекционном плане), экран электронной доски (тут представляется визуальный ряд, фрагмент фильма или лекции ученого), планшет ученика (вопросы и задания). Совместить эти три электронных носителя без специальной подготовки непросто.

Можно воспользоваться готовым материалом, уже загруженным на МЭШ. Но уровень подготовки класса не всегда соответствует предложенному материалу. Да и сами материалы часто с ошибками. Ведь их никто не проверяет.

Не все понятно и с учебниками. Пока загруженные учебники представляют собой по сути просто сканы страниц. Как с ними работать? Дети уже давно сами научились их загружать в свои компьютеры и планшеты, но гораздо чаще они пользуются Википедией и поисковыми системами. Но и этому нужно учить, школьники должны уметь выбирать из огромного моря информации достоверные и авторитетные источники.


Иначе, как показывает итоговое сочинение, мы получаем бесконечный повтор штампов, готовых форм, однообразных оборотов и грубых форм вроде «вкусная книга», «извиняюсь», «автор в своей книге писал».


 Низкий уровень грамотности, неумение выразить свои мысли, неспособность к коммуникации — вот к чему приводит работа школьника по заданному шаблону.

Кто решает, какие произведения и авторы будут доступны в «Электронной школе»? За основу взяли «золотой канон» литературы? 

Ирина Мурзак: «Золотой канон» из школы никогда не уйдет, сколько бы мы, педагоги, об этом ни спорили. Ведь без Пушкина, Достоевского, Толстого нет русской литературы. Классика — концепт национального бытия. А вот посмотреть на классику по-другому, без идеологического штампа, заложенного в сознание учителей еще Виссарионом Григорьевичем Белинским, следует. МЭШ предлагает вариативность. Учитель может использовать на уроке материал из базы (а это видеолекции замечательных русских ученых, монографии и статьи, методические разработки) или создать свой урок. Но тут есть проблема: учителя, размещая свои материалы в пространстве МЭШ, часто допускают ошибки, порой досадные. Так, например, есть в открытом доступе урок, посвященный «Обломову», где сказано, что это не роман, а рассказ. Вольно интерпретируется культурно-исторический контекст. Пока нет экспертизы таких уроков. А ведь когда мы писали учебники для школы, проходили серьезный экспертный совет, который исключал возможные погрешности в интерпретации, не говоря уже о фактических ошибках.

Расскажите, что такое урок-квест, кейс-урок? Детям, конечно, интереснее, но готовы ли учителя к подобным нововведениям?

Ирина Мурзак: Уроки-квесты и кейс-уроки помогают школьнику проявить свой творческий потенциал. На подобных уроках отрабатываются коммуникативные навыки, умение работать в команде, накапливается опыт публичных презентаций. Согласитесь, гораздо интереснее провести собственное мини-исследование и представить его на уроке, чем выполнить предложенные в учебнике упражнения. 

Совсем недавно мы проводили семинар в Вашингтоне по современным педагогическим технологиям и показывали модель урока в формате кейс-метода. Это такая форма подачи материала, когда создается проблемная ситуация, задается вопрос, а затем решается вместе с учениками прямо на уроке. Это метод обучения действием. Необходима вовлеченность каждого ученика. Мы предложили аудитории подумать о том, почему во всех странах появились памятники книгам. И вся прелесть этого метода в том, что на поставленный вопрос нет однозначного ответа, а перебирая возможные варианты, ученик развивает свой творческий потенциал. Упор переносится с овладения готовым знанием на формирование умений использовать эти знания в разных ситуациях.


Многие ошибочно называют такие уроки игрой или развлечением. На самом деле подготовка к ним требует от учителя и учеников гораздо больше усилий.


Но вы правы в том, что учителя пока не готовы отказаться от классических уроков. Не прописаны методики, не хватает разработок. Мы только начинаем учить будущих педагогов использовать разные формы уроков.

Не вытеснят ли в обозримом будущем современные информационные технологии живого учителя из образовательного процесса?

Ирина Мурзак: Нет, электронный формат не вытеснит живого учителя. Ведь сама форма урока сохраняется. Мы уйдем от авторитарного образования, от урока-лекции, от видения художественного произведения только глазами педагога. Поэтому одной из задач системы образования стало изменение роли учителя: от лектора к проводнику в мире знаний, помогающему сформировать навыки XXI века.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, и не потому, что нет предела совершенству. Только работая вместе, дорабатывая и устраняя ошибки, можно добиться реальной пользы от применения МЭШ. Поэтому я с оптимизмом смотрю на внедрение данного проекта во все школы Москвы и распространение его за пределы столицы, а также на его будущее в целом.

Читать по теме: