12.03.2018

Горькая жизнь школьника

Как стоило бы говорить со школьниками XXI века о творчестве Максима Горького?

Горький.1
Горький.1

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: kp.ru

На фото: Максим Горький с внучками Марфой и Дарьей

Буревестника революции Максима Горького и его произведения советские школьники изучали очень подробно. Современные подростки, услышав имя Горький, кривятся, будто им и правда дали что-то горькое. Нужно ли изучать произведения Максима Горького в современной школе? И что нужно обязательно прочитать в школе, чтобы понять, что Горький — по-настоящему великий писатель? Об этом наш разговор с доцентом Института образования НИУ ВШЭ, преподавателем школы № 1525 Евгенией Абелюк.

Евгения Семеновна, правда ли, что в современной школе произведения Максима Горького изучают в разы меньше, чем это было несколько десятков лет назад?

Евгения Абелюк: Я училась в то время, когда ценилось, что Маяковский смирял себя, «становясь на горло собственной песне». Иначе, чем сегодня, преподавался и Горький. В выпускном классе в обязательном порядке читали пьесу «На дне» и роман «Мать». Читали романтические произведения: «Старуху Изергиль», «Песню о Соколе», «Буревестника», «Челкаша», «Макара Чудру». В средней школе говорили и об автобиографической трилогии писателя, в основном о «Детстве», реже — о «В людях». В программе могли появиться и «Сказки об Италии». Согласитесь, довольно большой объем. Максим Горький был в центре курса литературы XX века, на его творчестве, как и на творчестве Маяковского, делался акцент. Так что неслучайно на фасадах типовых школьных зданий советского времени рядом с портретами Пушкина и Толстого можно было увидеть барельефы с портретами Горького и Маяковского


В сегодняшней школьной программе Горького меньше. Неудивительно — рядом с его прозой появилась проза Бунина. Горький отодвинут масштабом Бунина.


Да и вообще весь XX век вдруг оказался необыкновенно богатым и на поэзию, и на прозу. О многом стоит поговорить в школе. Тем не менее, Горького изучают, потому что есть вещи, от которых отказываться не хочется. И прежде всего это пьеса «На дне». Когда мы с Константином Поливановым писали учебник по русской литературе XX века, включили в него еще и «Дело Артамоновых». Это семейная хроника, рассказывающая о жизни нескольких поколений рода Артамоновых, хорошо написанный роман, да и жанр показательный — он был популярен в Европе и России в конце XIX — начале XX века. Роман «Мать» сейчас в школе не изучают. Но если бы изучали, думаю, читали бы его не так однозначно, как в советское время, — он сложнее. Например, можно было бы говорить о том, что служение революционной идее показано Горьким как новая религия. 

Но пьесе «На дне» перемены в стране не помешали остаться в школе.

Евгения Абелюк: Это пьеса на все времена. Ее ставят в театрах не только в юбилейные годы. Легендарные спектакли К. С. Станиславского, А. В. Эфроса, Г. А. Товстоногова были результатом свободного выбора этих режиссеров. 

Вместе с тем в советские годы «На дне» часто трактовали однобоко — критика ставила вопрос примерно так: «Каким образом разоблачается позиция Луки в спектакле?» Между тем, Горький относился к своему герою совсем не однозначно. И уже в спектакле Станиславского 1902 года Лука — его играл Иван Москвин — был изображен как праведник. «Добрый гений пьесы», «чудесный старец» — вот как писали о герое Москвина театральные критики. Сейчас, конечно, эта пьеса может пониматься и интерпретироваться по-разному. В этом ее главная прелесть, и именно поэтому ее хочется сохранить в школе.

А как сегодня стоило бы говорить о творчестве Максима Горького со школьниками? 

Евгения Абелюк: Романтический Горький кажется мне не особенно интересным. Там слишком много общих мест. Вместе с тем среди романтических произведений писателя есть такие, которые объясняют поступки Горького-человека (я говорю о важных, знаковых поступках) и потому заслуживают внимания школьников. Все-таки со школьниками хочется говорить не только о текстах (хотя это главная и первоочередная задача предмета «Литература»), но и о личности писателя. В том числе о такой неординарной личности, как Горький. Например, рассказ «Челкаш». Интересно отношение автора к герою по имени Гаврила. Он крестьянин, с такой хозяйской, собственнической психологией. Горькому было важно это показать — он не доверял крестьянству. Это во многом объясняет, почему, вернувшись в Россию из эмиграции, писатель поддержал коллективизацию — считал, что крестьянина прижали за дело.

Еще о личности Горького.


Рассказывая о своем детстве, писатель говорил, что рано понял: человека создает его сопротивление окружающей среде.


Эта мысль многое объясняет в судьбе Алексея Максимовича Пешкова. Благодаря умению держать удар из мальчика на побегушках он превратился в писателя с мировым авторитетом. 

А какие усилия Горький прилагал, стараясь кому-то помочь! Хлопотал перед правительством о выдаче Блоку разрешения на выезд за границу для лечения. Пытался спасти от гибели привлеченных по знаменитому Таганцевскому делу, в том числе Гумилева. Добивался возвращения Булгакову рукописей, изъятых у него во время обыска. Другое дело, что все эти усилия оказались напрасны. А вместе с тем Горький помог выехать из России и фактически спастись писателю Евгению Замятину, художнику Павлу Корину. Благодаря его усилиям был освобожден репрессированный академик историк Евгений Викторович Тарле. Горький работал с начинающими писателями, отдавал этому делу массу сил. Он создал издательство «Всемирная литература» и сделал очень много для сохранения в советской России классического литературного наследия.

Но важно говорить с детьми и о тех трагических заблуждениях, которые были у Горького. Рассказать о том, что он был среди авторов первой книги о ГУЛАГе, которая по своей тональности была мажорной, — сборнике «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В этом случае авторитет писателя покрывал ложь, и это был результат его заблуждений. Думаю, стоит рассказать о знаменитой фразе «Если враг не сдается — его уничтожают», впервые прозвучавшей в статье Горького 1930 года (одновременно эта статья была опубликована в газете «Правда» и в газете «Известия»). Он писал: «Против нас все, что отжило свои сроки, отведенные ему историей; и это дает нам право считать себя все еще в состоянии гражданской войны. И отсюда следует естественный вывод: если враг не сдается - его истребляют». Это сказано не об агрессоре — врагами названы люди, не разделяющие взглядов большинства. Прикрываясь высказыванием знаменитого писателя, можно было оправдать любое преступление. Неслучайно Василий Гроссман использовал «афоризм» Горького в своем романе «Жизнь и судьба». Тут есть такой эпизод: герой попадает на допрос, и следователь, показывая пальцем на портрет Горького, висевший над столом, спрашивает: «Что сказал великий пролетарский писатель Максим Горький?» И сам себе отвечает: «Если враг не сдается — его уничтожают».


Конечно, как точно заметил Тютчев, нам не дано предугадать, «как слово наше отзовется», и слово это во многом определяется временем, в которое оно рождается, и все же… 


Я бы рассказала школьникам и о том, как в 1933-м, вскоре после окончательного возвращения на родину из эмиграции, Горькому впервые отказали в визе, он был лишен возможности выезжать за границу. Да, он жил в роскошном особняке мецената Рябушинского. Но неслучайно драматург Виктор Розов говорил о том, что на него произвел большое впечатление музей, созданный в доме, где маленький мальчик, тогда еще Алеша Пешков, жил у своего деда Каширина. И вызывает недоумение особняк, где Максим Горький заканчивал свою жизнь - заканчивал, фактически оказавшись под домашним арестом.

Вот такая сложная и трагическая судьба была у этого талантливого человека. Свой псевдоним он выбрал в начале творческого пути, но, как вспоминал художник Юрий Анненков, и о жизни в советской России говорил, что в ней было слишком много горького. 

Все это очень важно, а учителю хватит отведенных ему часов, чтобы подробно обо всем этом рассказать?

Евгения Абелюк: На самом деле много времени и не нужно. Можно рассказать о каком-то эпизоде, прочитать какое-то одно письмо, показать документ. Самое же главное на уроке литературы — это текст и работа по вглядыванию в него. Вместе с тем нужно, чтобы в учебниках были яркие автобиографические очерки — их не хватает. 

Насколько современным детям понятен язык Горького? Часто ли они используют его произведения в качестве аргументов на сочинении, например?

Евгения Абелюк: Про аргументы на сочинении говорить не буду — считаю, что не их наличием или отсутствием определяется глубина преподавания литературы. Что касается качества восприятия творчества Горького, оно зависит от того, как читать его произведения с детьми. К любому хорошему тексту можно поставить интересные вопросы. Но я бы все-таки предпочла читать с учениками не «Старуху Изергиль» или «Буревестника», а пьесу «На дне».