23.04.2018

Толстой в оригинале

Учитель из Узбекистана: «В нашей русской школе количество учеников выросло вчетверо»

Пушкинский-конкурс-русский язык в Узбекистане
Пушкинский-конкурс-русский язык в Узбекистане

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Кому-то грозят санкции, а


в Узбекистане русский язык чувствует себя превосходно


и «статус его не ущемлен, как в некоторых странах мира», - пишет в своем эссе участница конкурса «РГ» «Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуется сегодня педагогу-русисту?». Гулнора Хасанова из Булакбаши.

«Русский язык в Узбекистане предоставляет огромные возможности: сделать карьеру, устроиться на работу, подняться по служебной лестнице», - считает педагог. Она рассказывает, что живет в небольшом поселке Булакбаши, где нет русских: «В нашем кишлаке есть одна школа с русским языком обучения. У нас в селе нет русскоязычного населения, эта школа для детей-узбеков. Я работаю здесь вот уже двадцать восемь лет. За это время количество учащихся увеличилось вчетверо. А ведь все учебные предметы ведутся на русском языке, кроме английского и узбекского».

В русской школе маленького поселка более тысячи трехсот детей. Ее выпускники учатся в том числе и в вузах России. И русский здесь очень любит не только молодежь, которой, может быть, предстоит поехать в Россию на заработки. «Недавно у нас в школе было родительское собрание. По окончании собрания ко мне подошел пожилой человек лет шестидесяти пяти. Он несколько раз прочитал роман Толстого «Война и мир» на узбекском языке. А сейчас хочет изучить русский язык с единственной целью: прочитать все романы великого писателя на русском», - делится Гулнора.

По ее мнению, от педагогов Узбекистана требуется прежде всего большой профессионализм, чтобы


довести до сознания школьников, «что русский язык — это язык великого народа


и что человек, владеющий могучим языком, никогда и нигде не пропадет».

А мужество? Да, и мужество сегодня нужно русисту. Но оно внутреннего, относящегося к характеру человека свойства. «Незначительная ошибка на уроке, неправильный подход к той или иной теме, грубость, невежество преподавателя могут вызвать неуважение к самому предмету. Чтобы завоевать сердца детей, учителя должны трудиться день и ночь. Ежедневный труд учителя должен быть подвигом. Труд, не требующий взамен ничего», - размышляет учитель над сложной темой конкурса.