САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Читающая мама» в Узбекистане

Лауреат Пушкинского конкурса представляет узбекский вариант «Читающей мамы» с квестами

Текст: Елена Кухтенкова

Фото: Aziza Mirzanazarova/facebook.com

Всероссийский проект «Читающая мама» стал международным. И произошло это с помощью лауреата Международного пушкинского конкурса педагогов русского языка, организованного «РГ», Азизы Мирзаназаровой из Узбекистана.

Каждую неделю педагоги и школьники Наманганской области Узбекистана собираются вместе с родителями, бабушками и дедушками, делятся прочитанными книгами, заполняют читательский дневник. «Мы придумали свой логотип, а каждую встречу проводим в библиотеке, книжном магазине, музее или в художественной арт-галерее», — рассказала Азиза.

По словам педагога, главные участники таких встреч в Намангане — дети: «Ведь не только мы им читаем, но и они нам читают выразительно, по памяти, а потом рисуют то, что запомнили».

А изюминкой узбекской «Читающей мамы» стали квесты.

«После каждой прочитанной книжки проводим квест. Например, по Серебряному веку русской литературы, по сказкам Корнея Чуковского. Следующий готовим по мифам Древней Греции», — объясняет русист.

Удивительно, но когда узбекские преподаватели поделились своим проектом в интернете, пришла масса откликов. «К нам пожелали присоединиться мамы из разных стран — из Беларуси, Латвии, Болгарии, Подмосковья. Я подумала, нужны ли границы между народами? Конечно, нужны, но для того, чтобы сохранить самобытность и традиции каждой нации. А нас в нашем проекте объединяет то, что мы изучаем традиции разных стран на русском языке».


Напомним, что проект «Читающая мама» зародился как реакция на кризис детского чтения в XXI веке и захватил всю Россию своей уникальной идеей — привлечение к чтению с использованием зарубежных разработок, в частности, с опытом китайских методик в Шанхае. Идея была запущена Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА).


Семинары и эксперименты проекта были проведены в Нижегородской, Курской, Псковской области, Камчатском крае, Екатеринбурге. В частности, многие городские клубы в перечисленных городах и сёлах выбирали «лучшую читающую маму».

Из истории

По сути, проект «Читающая мама» был разработан еще сто лет назад известным педагогом и главным редактором журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктором Острогорским (1840—1902), сообщает сайт «Ассоциация школьных библиотекарей русского мира». Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе в конце XIX века в России он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании. Как отмечает современный разработчик программы «Читающая мама» Ирина Тихомирова, эта методическая система материнского чтения сегодня нуждается в возрождении. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, «когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления».

Оригинал статьи:

«Российская газета» — 9.10.2017