15.05.2018
Фестивали

Четыре программы третьей «ЛитераТулы»

Ирина Рочева: «Аудитория растет не вширь, но вглубь»

ЛитераТула фестиваль_2018
ЛитераТула фестиваль_2018

Интервью: Михаил Визель

Фото: Евгения Салихова/vk.com/festival_literatula; Михаил Визель

Подготовка материала: Татьяна Шипилова

11—13 мая в Туле в третий раз прошел фестиваль детской литературы «ЛитераТула». И если первый раз подобное масштабное событие можно провести на энтузиазме, второй - на упрямстве, то третий - это уже показатель стабильности. Всеми этими качествами - энтузиазмом, упрямством и стабильностью - сполна наделена главная вдохновительница и движущая сила фестиваля, хозяйка тульского магазина детской книги «Корней Иванович» Ирина Рочева. Мы побеседовали в атриуме Тульского кремля, пока участники сворачивали стенды.

Итак, завершилась третья по счету «ЛитераТула». Что в этом году нового?

Ирина Рочева: Очень много всего нового. Благодаря нашему главному партнеру - творческому индустриальному кластеру «Октава», удалось масштабировать фестиваль и вглубь, и вширь. У нас четыре площадки одновременно. Можно сказать - четыре разные программы, показывающие разные формы и возможности книги.

Основная площадка по-прежнему в Тульском кремле, в атриуме. Здесь книжная ярмарка и все книжные встречи. Арт-площадка «Барабан» - наши друзья, подготовили отдельную театральную программу. Каждый день было по 2—3 спектакля разных коллективов из Москвы, из Петербурга, из Калуги, собственные постановки «Барабана», подготовленная премьера к фестивалю - читка пьесы «Ганди молчал по субботам» и повтор читки «Синей птицы».

В ДКЖКино шла анимационная программа. (Старый тульский кинотеатр, который тоже энтузиасты переоборудовали и делают там свою программу независимого кино.) Они наши партнеры по анимационной программе. У нас было по два показа в день. Утром - детская анимация, днем - подростковые экранизации. В воскресенье, например, - показ «Чуда» и «Петсон и Финдус. Маленький мучитель и большая дружба». В субботу у нас в гостях был Алексей Демин, лауреат «Ники», и презентовал свою анимационную программу по классической русской поэзии.

В самóй «Октаве» - площадка для поклонников комиксов, потому что это прямо совсем отдельная культура. В том году их было много, и мы отделили ребят, чтобы друг другу не мешать, потому что это чуть старше аудитория, чем основная фестивальная, - это подростки, совсем еще молодые взрослые люди. И там же размещается площадка для иллюстраторов. Они смежные. В воскресенье Виктор Меламед собрал аншлаг.

Все мероприятия традиционно бесплатные. Вход бесплатный. На некоторые только были ограничения по количеству зрителей - на спектаклях. Это требования театров. Гостей тоже больше в этом году. Порядка шестидесяти спикеров. 30 издательств. В том году их было 18.

А посетителей?

Ирина Рочева: Посетителей очень трудно считать. Билетов нет, рамок нет. Мы не можем отследить. По интуитивным ощущениям кажется, что их не намного больше, но это не так важно, как то, что


люди ходят годами, уже здороваются с издателями и с писателями как с друзьями,


т. е. аудитория, может быть, не растет вширь, но однозначно растет вглубь.

А в цифрах?

Ирина Рочева: Не могу сказать. 3—5 тысяч. Но их невозможно посчитать, у нас нет билетов. Они все перетекают. Это нереально.

30 издательств - это хорошо. Но я сейчас прошелся - это все из Москвы и из Питера. Это замечательно, что они приехали в Тулу; но есть ли какие-то провинциальные издательства?

Ирина Рочева: Можно было и 300 прислать. Но, во-первых, мы не Москва, у нас не такая покупательская способность. Хотя есть очень много гостей, годами приезжающих из Орла, из Калуги, из Рязани, из Москвы. Были гости, специально приехавшие на фестиваль из Краснодарского края! А во-вторых, некоторые заявки издательские были странными по качеству: и содержания, и подачи. Я не могу себе такого позволить. Тулу традиционно представляет издательство «Ясная Поляна».

Книги действительно очень хорошие. И среди них есть очень дорогие.

Ирина Рочева: Всё очень по-разному. Разные покупаются. В этом году у нас эксперимент, присоединенный к комиксам, - это издательство Артемия Лебедева, потому что у нас правда есть большой запрос в городе от иллюстраторов на хорошие книги о дизайне, об их работе. И поэтому на «Октаве» у нас начался целый цикл, курс с Московским международным фестивалем «Морс», который уже второй год привозит нам свою выставку и помогает с программой фестиваля. С «Морсом» мы делали нашу литературную карту, и Аня Чефранова разработала программу школы «Сам издал». Это серия встреч с разными спикерами для молодых иллюстраторов. Благодаря «Октаве» это тоже бесплатно. Они оплачивают всех лекторов из Британской высшей школы дизайна и из других. К нам приезжала Елена Николаевна Рымшина. Кстати, еще можно подать заявку на участие. То есть существует и такой запрос, но, конечно, мы не будем уходить во взрослую тематику. Либо это должен быть отдельный фестиваль, и мы его не можем делать, либо такой, какой он есть.

Здесь, под крышей атриума кремля, три выкладки: книги для и про детей с особыми потребностями, если я правильно понимаю…

Ирина Рочева: Это коллекция Анны Годинер, куратора IBBY [Международной ассоциации детской книги] именно по вопросам особого детства.

То есть это кураторская выкладка?

Ирина Рочева: Да, это кураторская часть коллекции. Она в первый день ее сопровождала, потом была вынуждена уехать, но передала знания нашим волонтерам.

Вторая книжная выставка - это немецкая выставка Look, предоставленная Центром немецкой книги в Москве, представительством Франкфуртской книжной ярмарки. Это 85 лучших иллюстрированных книг Германии. Выставку в первый день тоже представляла ее куратор в России Татьяна Зборовская. Эти книги выставляются второй раз в России. Первый раз - на «Нон/фикшне» позапрошлого года. А это вторая премьера. От нас они поедут дальше по стране.

Третья выставка - это выставка современной иллюстрации «Морса». Она второй год проходит.

Но на этот раз «Морс» есть здесь и в «Октаве», это около 400 работ.

Четвертая выставка - это выставка Государственного московского литературного музея Даля. Она называется «Артур+Маша=стихи», по произведениям современных детских поэтов - Артура Гиваргизова и Маши Рупасовой. Выставка интерактивная и очень нравится детям.

И еще одна очень важная для нас выставка «Улыбчивые чуда», от друзей и коллег из Минска, фестиваля «Город и книги». Организаторы фестиваля привезли 20 работ, уникальных кукол-героев современных детских книг. Эта выставка стала безусловным украшением фестиваля, мы давно мечтали увидеть ее!

С одной из выставок связана целая история. Тула - город мастеров. Уникальные столы для немецкой коллекции книг были повреждены при потопе, где-то на складе в Москве. Столешницы разбухли, размокли, пришли в полную негодность, и их сделали заново абсолютно идеально, не хуже немецких мастеров, уже к нашему фестивалю здесь в Туле. История повторяется. Это смешно, но это правда.

Или еще очень милая история с [писательницей] Катей Соболь, которая тоже у нас участвовала. Она уронила телефон, он сильно повредился, и человек остался без связи. Катя зашла в два авторизованных сервиса Apple, ей сказали, что чинить долго, дорого. И в какой-то мастерской ключей тульские «левши» молоточком идеально сделали ей этот айфон. Она уехала абсолютно счастливая - и с историей про тульского левшу.

А он после этого звонить-то продолжал? Потому что блоху подковали, но она после этого скакать перестала.

Ирина Рочева: Прекрасно работает, и ничего не видно. Мастера с тех пор изменились, видимо. Может, читают больше.