Текст: Наталья Лебедева
Фото: пресс-служба Министерства просвещения
Накануне Дня знаний министр просвещения Ольга Васильева провела общероссийское родительское собрание и ответила на самые злободневные вопросы родителей школьников. А 1 сентября глава Минпросвещения дала большое интервью ТАСС.
О Дне знаний
Ольга Васильева считает некорректной идею переноса начала учебного года на более позднее время.
«Есть знаковые события, которые привязаны к конкретным датам. И двигать их куда-либо было бы не слишком корректно. Поставьте себя на место первоклашек и их родителей, у которых отняли 1 сентября, - объясняет министр. - Мы ведь Новый год встречаем и в четверг, и в пятницу, не ждем начала или конца недели. Как и в случае с днем рождения».
Министр также поздравила всех школьников и их родителей с Днем знаний.
«Поздравляю вас с Днем знаний — праздником, ежегодно открывающим для юных граждан нашей страны новую страницу в удивительном мире познания. Новый учебный год сегодня начинается для 15,6 миллиона школьников. А впервые за парты сядут 1,8 миллиона первоклассников, - говорится в поздравлении главы Минпросвещения, опубликованном на сайте ведомства. - Уверена, образование в России — один из локомотивов общесистемного развития страны, в центре которого всегда будет современная школа, вобравшая в себя лучшие традиции и готовая к дальнейшему развитию... В этот праздничный день желаю всем школьникам нашей страны успехов в освоении наук. Учителям — радости за достижения своих подопечных. Родителям — терпения и гордости за своих детей».
О смартфонах на уроках
Ольга Васильева уверена, смартфонам в школе не место, и ее ведомство будет поддерживать школы, которые вводят запреты на гаджеты.
«Очень многие школы пошли по такому пути, у них есть ящички, есть контрольно-сигнальный телефон для связи с родителями. Возникает вопрос зачем (ребенку гаджет. — Прим. ред.), если в классе есть все необходимое для обучения ребенка», - пояснила министр.
Об оценках в начальной школе
По мнению министра, введение оценочной системы в первом классе ни к чему хорошему не приведет.
«Мне кажется, что у малышей не должно быть оценок. Там мотивация должна быть очень сильная для того, чтобы малыш учился.
И оценки в первом классе точно ни к чему хорошему не приведут», - заключила министр.
Но отмена оценок в средней и старшей школе не обсуждается. По словам Васильевой, они четко показывают объективный уровень знаний того или иного ученика.
Об учителях
Глава Минпросвещения сообщила, что с 2020 года аттестация учителей станет обязательной.
«Как вы знаете, сейчас в девятнадцати пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента НСУР - национальной системы учительского роста. Цель ясна, ее четко сформулировал в майском указе президент РФ Владимир Путин: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, добиться вхождения нашей страны в десятку ведущих держав мира по его качеству», - пояснила она.
О ЕГЭ
По мнению министра, систему натаскивания на ЕГЭ можно сломать.
«Экзамен должен стать логическим завершением учебного процесса, не требующим специальной подготовки с репетиторами. ЕГЭ не может быть самоцелью, это лишь инструмент, позволяющий оценить качество полученных учеником знаний», - говорит она.
Тем не менее, благодаря ЕГЭ сейчас 70 процентов поступающих в столичные вузы — это ребята, приехавшие из провинции.
Ольга Васильева напомнила, что на первом этапе ЕГЭ родители нанимали репетиторов, старшеклассники уходили в экстернаты и целенаправленно готовились только к профильным предметам, забросив остальные дисциплины. «Сейчас все потихоньку меняется - медленно, но верно. Думаю, сможем поломать порочную систему натаскивания», - заключила она.
Министр также выступила против того, чтобы задания к ЕГЭ (КИМы - контрольно-измерительные материалы) готовили специалисты из другого ведомства.
«За пару лет до моего прихода в Миннаукобраз департамент, занимающийся общим образованием, отдал Рособрнадзору на откуп подготовку КИМов - контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ. Что, на мой взгляд, совершенно неправильно, - говорит она. — Это явное противоречие. Не может орган, призванный осуществлять надзор, сам готовить материалы для проверок. Против подобной практики я выступаю. И думаю, мы договоримся, найдем разумное решение, позволяющее экспертам двух структур работать в связке».