САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Домашнее задание министра Васильевой

В вузах появятся письменные экзамены, а за школьное сочинение будут ставить оценки

Текст: Ирина Ивойлова/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

Качество образования: как его измерить? Как оценивать школьное сочинение? Зачем вузам письменный экзамен? Сколько экзаменов будет в школе? Эти и другие вопросы обсуждали финалисты конкурса «Учитель года России-2016» с министром образования и науки Ольгой Васильевой.

Дискуссия за "круглым столом образовательных политиков" получилась не просто содержательной, но и очень важной: министр сделала серьезные заявления о том, что будет меняться в российских школах и вузах.

Напомним: конкурс "Учитель года России" проводится уже в 27 раз. В этом году в нем приняли участие педагоги из 85 регионов. Средний возраст участников - 37 лет, средний стаж - 13 лет. На конкурсе больше всего было филологов, учителей иностранного языка, истории и математики.

— Впервые в финале одни мужчины, - подчеркнула министр Ольга Васильева, - с одной стороны, это здорово, с другой - немного жаль.

Молодым учителям - Максиму Рыжову (Санкт-Петербург), Александру Шагалову (Армавир), Евгению Ковалеву (Волгоград) Антону Лагутину (Коломна) и Андрею Барашеву (Ростов-на-Дону) предложили ответить на вопросы "Что такое качество образования?", "Как влияет на него время?", "Какие решения нельзя принимать по итогам оценки школ?", "Зачем нам участвовать в международных исследованиях?" и другие. Оказалось, "качество образования" все понимают по-разному. Но оно связано с требованием времени.

«Учителя года России» Александра Шагалова поздравляют Ольга Голодец, Ольга Васильева и Виктор Садовничий

— Когда я проверяю тетради, какой бы качественной ни была синяя ручка, мне нужна красная. Поэтому понятие "качество" всегда связано с временем, - высказал мнение Андрей Барашев.

Педагоги привели в пример Финляндию, которая всегда показывает хорошие результаты в международных рейтингах.

А школы считаются чуть ли не самыми лучшими в мире. На что министр заметила:

— В 1972 году Финляндия взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом.

Ольга Васильева подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.

— Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано. У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет, - сказала министр.

9_5219804f

Не все финалисты согласны с тем, что в школах кроме ЕГЭ нужны дополнительные критерии оценки знаний. «Только цифры не врут», - заметил один из финалистов. Ему тут возразили: «ЕГЭ и ГИА не могут быть имиджевой оценкой школы. А у нас, чем выше ты в графике, тем выше результат. Но надо работать не только с цифрами, но и с душами!»

Министр подвела итог спорам о ЕГЭ.

— ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы. Медицинские, инженерные и все другие вузы обязательно должны иметь письменный экзамен, - уверена Ольга Васильева.

Она подчеркнула, что сейчас упор надо сделать на инженерном образовании и привела пример из истории: до войны в стране было огромное количество кружков и станций юных техников. А через 20 лет человек полетел в космос. "Мы должны сделать упор на развитии инженерных наук и высоких технологий, чтобы нагнать в очень краткие сроки то, что уже упустили и постараться двигаться вперед", - сказала министр.

Кто должен проверять тех, кто проверяет качество знаний?

"В экономике закон четкий: исполнителя проверяет его начальник, а начальника - вышестоящий руководитель. В педагогической среде допустим вариант, когда исполнителя проверяет другой исполнитель", "Проверяющий у каждого человека один - его совесть. А если говорить о вертикали. То это ученики и родители", "Педагога оценивает учительское сообщество", - высказывались финалисты.

Министр подчеркнула, что школа - это не только обучение, но и воспитание. И тут, конечно, очень важна роль семьи. "Когда мы говорим о воспитании, не надо перекладывать всю ответственность на школу", - считает министр.

Она затронула еще один важный вопрос - возвращение в школу общественно-полезного труда.

— Когда несколько дней назад я сказала про трудовое воспитание, это вызвало какую-то фантастическую реакцию. Если бы кто-то захотел посмотреть, то он бы увидел, что все это уже есть, - подчеркнула Васильева.

4_1d30539b

Дискуссию педагогов с министром образования и науки оценивало несколько жюри. В том числе, так называемое Большое, под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего, ученическое и родительское жюри. Абсолютным победителем конкурса стал филолог Александр Шагалов из Армавира Краснодарского края.

БЛИЦ-ОПРОС

"РГ" задала финалистам конкурса три вопроса:

— Какие уроки надо добавить в расписание?

— Если бы я был министром, то...

— Какой самый сложный вопрос задавали вам ученики?

Антон Лагутин, учитель информатики гимназии N 2, Коломна, Московская область:

— Вернул бы в школу астрономию и черчение.

— В первую очередь убрал бы в школе всю дублирующую документацию и поддерживал бы все инициативы, связанные с повышением престижа профессии учителя.

— "Зачем надо учиться?" - потому что для каждого ответ будет разный.

Александр Шагалов, учитель русского языка и литературы школы N 7, Армавир, Краснодарский край:

— Я бы добавил число часов на русский язык и литературу в старших классах.

— Самые трудные вопросы - не по предмету, а те, что связаны с философскими проблемами, отношением к жизни. Очень сложно ответить подростку, когда он спрашивает: «Кем мне быть?»

Андрей Барашев, учитель русского языка и литературы лицея N 11, Ростов-на-Дону:

— В расписании все сейчас сбалансировано, а у школ есть возможность предлагать дополнительные дисциплины. У нас, например, в 5-6-м классах ученики изучают естествознание: к нам приходят дети, которые нацелены на профессию врача.

— Меня однажды спросили ученики: не обижает ли меня их незнание? Я ответил, что обижаюсь только на тех, кто не пытается что-то узнать.

Евгений Ковалев, учитель химии лицея N 5 им. Ю.А. Гагарина, Волгоград:

— В 10-11-м классах нужен еще один урок химии. Особенно это важно для сельских школ, где мало возможностей для выбора профиля.

— Сделал бы так, чтобы учитель, который сейчас получает среднюю зарплату по региону, работая на 2-3 ставки, получал бы эти же деньги за одну ставку.

— Обычно на первом уроке я показываю опыты, чтобы дети увидели красоту химии. И каждый год находится ученик, который спрашивает: "А что будет, если все это смешать?"

Максим Рыжов, учитель биологии школы N 619, Санкт-Петербург:

— Не хватает уроков астрономии, а также уроков для мальчиков, где они делали бы что-то своими руками, учились пилить, стругать, сверлить, как это было раньше.

— Постарался бы снизить нагрузку на учителей. Каждому учителю дал бесплатную путевку в Крым или в Сочи.

— Самый сложный вопрос для меня, как для биолога: "Что такое жизнь?" Я говорю, что есть 400 определений, но я не придерживаюсь ни одного из них и предлагаю загуглить вопрос.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Почти тридцать лет прошло с тех пор, как Хрустальный пеликан обрел своего первого хозяина. Если в 1990-м открытые конкурсные уроки давали всего 22 человека, то в этом году своих лучших словесников, математиков, физиков, химиков, географов, историков - победителей областных, краевых и республиканских этапов - на финал впервые прислали все регионы России.

Участники заметно помолодели. Все больше тех, кто только недавно распрощался с университетской скамьей. Оно и понятно: долгий и напряженный педагогический марафон требует сил, азарта, здорового честолюбия и бесстрашия, желания высказаться и закрутить вокруг себя Вселенную. И теперь уже сложно представить, что кто-то из умудренных опытом решится побить рекорд преподавателя музыки и МХК из Сургута Александра Иванова: ему было 73 года, когда он, прошедший через сталинские лагеря, ссылки и лишь на пенсии (!) получивший диплом о высшем образовании, в 1996-м приехал на конкурс отстаивать честь Ханты-Мансийского автономного округа.

Как и в школе, женщин среди конкурсантов всегда больше, чем мужчин. Однако звания абсолютного победителя были удостоены лишь шесть представительниц прекрасного пола: учитель начальных классов Зинаида Климентовская и "француженка" Екатерина Филиппова из Рязани, столичный словесник Вита Кириченко, математики Наталья Никофорова из Магнитогорска и Анна Мехед из Москвы, биолог Алла Головенькина из Татарстана.

Если когда-то жюри в основном обращало внимание на то, насколько глубоко педагог знает свой предмет и умеет ли заинтересовать им детей, то теперь к этому добавились новые требования, продиктованные временем и новыми стандартами. Судьи смотрят, ловок ли конкурсант в обращении с компьютером, интерактивной доской и прочими техническими кунштюками. Может ли он шагнуть за рамки своей дисциплины, вплетя в урок элементы других наук. Знаком ли с новейшими методиками и технологиями обучения и воспитания. В состоянии ли показать, какую практическую и повседневную ценность имеют предлагаемые им знания. Способен ли работать в команде, видеть истоки основных проблем системы образования и пути их решения... Словом, перестав быть истиной в последней инстанции, учитель должен доказать, что он грамотный проводник, новоявленный Данко - с таким не заблудишься!

Ссылки по теме:

Оригинал статьи на сайте «РГ»

Отчего вздыхает учитель?

Разумное, доброе, вечное перо