Текст и фото: Александр Емельяненков
Чудеса по взрослой жизни встречаются редко, но в тот вечер я не мог поверить своим глазам: привычно суровый и сосредоточенный, Главный конструктор улыбался с высоты своего двухметрового постамента. И взгляд из-под сведенных в граните бровей с каждой минутой теплел: на веранде дома в Останкино, где теперь музей его имени, всех пришедших угощали сливовым вареньем.
По словам сотрудников Мемориального музея космонавтики и его филиала, больше известного как Дом-музей академика С. П. Королева, хорошо приготовленное варенье из слив Сергей Павлович особенно любил. Но какого-то специального рецепта среди бумаг Главного не осталось и в записях его супруги Нины Ивановны Королевой подсказок не нашли. Поэтому вареничная Фея, она же автор и неутомимый солист проекта «Литературное варенье» Светлана Колесникова собрала весь прежний опыт и отправила в космический полет свою фантазию.
В результате прямо на веранде дома-музея, в двух медных тазиках, на двух обыкновенных электроплитках (но с соблюдением всех мер предосторожности!), на глазах у гостей доходили, источая волшебный аромат, два вида десертного варева из слив с вкраплениями корицы, какао и еще невесть каких, известных только Фее, секретных специй-ингредиентов…
А гости тем временем пытали вопросами заглянувшего на огонек Александра Лавейкина, который в 1987 году полгода провел на орбитальной станции «Мир» и трижды выходил в открытый космос.
— Как у космонавтов со сладким? Меняются ли вкусы в невесомости? И что стало с гитарой, которую Романенко и Лавейкин прихватили с собою в космос?
— Борщ из тюбика и джем клубничный на вкус примерно одинаковы, - отшутился Александр Иванович. — В питании для космонавтов, которое отправляют на орбиту грузовыми кораблями, очень много консервантов. А они во многом нивелируют вкус. Что касается гитары, она цела, вернулась на Землю и стала музейным раритетом. Станцию «Мир» со всем, что там было, затопили. А гитару, на которой играли мы с Юрой Романенко и после нас, спасли. Ее вернули на Землю в американском челноке, а уже потом переправили из Хьюстона в Москву…
На длинном столе в застекленной части веранды веером разложены и расставлены другие раритеты — значки, почтовые открытки, фигурки из фарфора и сувенирные тарелки, на которых отразилось начало космической эры. И тут же библиографическая редкость — книги о вкусной и здоровой пище, изданные тогда же, в конце 50-х — начале 60-х годов. А еще могли быть фантики от конфет с космическими названиями, что собирали, хранили и обменивались, как теперь обмениваются дорогими марками, дети второго послевоенного десятилетия.
Вареничная Фея призналась, что тоже их собирала, но то ли не сберегла, то ли постеснялась с собой захватить. А вот все необходимое, чтобы приготовить варенье и щедро угостить пришедших в тот день к академику Королеву, Светлана и Олег Колесниковы привезли с собой из Воронежа. Там они живут, и там же родился их проект, активно поддержанный на первых порах «Российской газетой», порталом «Год Литературы», а теперь — национальной премией в области развития общественных связей «Серебряный Лучник», коммуникационной группой «Гуров и партнеры», всероссийским фестивалем-конкурсом «Туристический сувенир».
Пока организаторы и гости знакомились друг с другом, в эпицентре событий, на открытой части веранды, под мелодии с виниловых пластинок доходило варенье. Самые любопытные и нетерпеливые не скрывали детского желания отведать пенки или хотя бы ложку лизнуть, однако самая добрая из Фей была непреклонна: «Сначала экскурсия, а чай с вареньем потом…»
Любивший порядок во всем — и на работе, и дома, Сергей Павлович наверняка бы с ней согласился. Но в тот вечер в доме академика Королева все смешалось. Сначала пили чай с конфетами «Космический полет», потом - с космическим вареньем. Слушали старые пластинки и вспоминали кумиров из Beatles и Rolling Stones. А для тех, кто и чаю попил, и варенья откушал, нынешний хранитель дома-музея академика С. П. Королева, он же — заведующий одноименным филиалом Мемориального музея космонавтики Дмитрий Величко провел неформальную экскурсию. По всем жилым и рабочим комнатам невероятно скромного — в обстановке и размерах — двухэтажного домика, который по решению советского правительства был построен и подарен Главному конструктору космической техники в 1959 году.
Академик Королев провел тут последние семь лет своей жизни — самые результативные и напряженные. Сюда поздним вечером он возвращался, чтобы наскоро съесть разогретый Ниной Ивановной ужин, а в 7:30 утра, ни минутой позже, снова ехать на работу. Сюда после каждого полета приезжали космонавты из первого отряда во главе с Юрием Гагариным. В память об этом - их автографы на пьедестале бронзовой фигуры «К звездам», подаренной Главному конструктору его «орёликами». Она и сейчас встречает посетителей музея у входа на первом этаже.
Здесь же в декабре 1966-го он редактировал гранки отчетной статьи для «Правды», которая выйдет при его жизни под псевдонимом «Профессор К. Сергеев» и будет называться «Шаги в будущее». Отсюда, после долгих сомнений и вынужденных отсрочек, 5 января 1967-го он уехал на операцию, с которой уже не вернулся…
И только после смерти, в официальном некрологе, обнародованном 16 января, откроют настоящее имя и все сделанное Сергеем Королевым для развития науки, пилотируемой космонавтики и ракетно-космической техники.
Дмитрий Величко и его коллеги, сотрудники Мемориального музея космонавтики, в том числе работавшие здесь прежде и пришедшие сейчас - Лариса Филина, Вячеслав Клементов, Дарья Чудная, Ольга Филимонова, - трепетно сохраняют документальные свидетельства жизни выдающегося человека — будь то кинопроектор, с которым профессионально управлялся академик Королев, или подкова, найденная им возле дома и собственноручно водруженная над садовой скамьей, куда Главный конструктор советовал присесть всем космонавтам, собравшимся в полет…
Проект «Космическое варенье» - одна из новых и вполне возможных форм работы, посредством чего молодая команда единомышленников старается придать свежее дыхание музейным объектам.
— Нынешним летом, - рассказала руководитель отдела по связям с общественностью Мемориального музея космонавтики Дарья Чудная, - мы запустили цикл встреч «Виниловый космос» на исторической веранде Дома-музея академика Королева. Решили возродить музыкальные традиции в доме Главного конструктора и тем самым оживить его, сделать более земным и доступным.
Первая такая встреча, по словам Дарьи и ее коллег, была посвящена творчеству одного из самых «космических» исполнителей, автору песен и актеру Дэвиду Боуи. С ним работали музыканты Джон Леннон, Игги Поп, Фредди Меркьюри, Элвис Пресли, Брайан Ино, Найл Роджерс и Мик Джаггер. Певец смог проявить себя новатором в десятке жанров, от арт- и глэм-рока до электронной музыки, а также превосходно сыграл в культовых фильмах «Лабиринт», «Престиж» и многих других. Дэвид Боуи - единственный музыкант в мире, чью песню исполнили и записали на видео в космосе. В 2013 году это сделал канадский астронавт Кристофер Хэдфилд на борту МКС — тогда он представил общественности свой вариант песни Space Oddity.
— Для нас главное, - говорили организаторы на прощание, - сохранить «гений места». Сберечь дух, атмосферу и традиции, заложенные Сергеем Павловичем. Во дворе дома есть дерево, на котором висит подкова. Академик Королёв нашел ее на территории и собственноручно прикрепил к дереву. Сама собой родилась традиция: все космонавты обязательно дотрагивались до подковы на удачу, после чего уже отправлялись в космос. А перед этим сидели на веранде, пили чай и наслаждались моментом. Чтобы это продолжить, мы запустили в соцсетях проект «Вдохновение космонавта» - интересуемся тем, какую музыку они слушают на Земле и какую в космосе. Как выясняется, совершенно разную. И в цикле встреч «Виниловый космос» мы это обязательно учтем.