08.04.2019

Герои Крылова

В Третьяковской галерее открылась выставка к 250-летию самого известного русского баснописца

Статья о выставке портретов Крылова в Третьяковской галерее
Статья о выставке портретов Крылова в Третьяковской галерее

Текст: Екатерина Зайцева/РГ

Фото: megabook.ru

На фото: фрагмент картины Р. М. Волкова "Портрет баснописца И. А. Крылова"

В одном из залов Третьяковской галереи 5 апреля открылась камерная выставка "Баснописец И. А. Крылов и его герои", подготовленная к 250-летнему юбилею литератора. В экспозиции - живописные и скульптурные произведения, представляющие близкое окружение писателя - его покровителя Алексея Оленина, художника Карла Брюллова, министра народного просвещения Александра Шишкова и многих других.

Идея создания литературной экспозиции появилась случайно, рассказывают кураторы выставки Людмила Маркина и Наталья Калугина. Коллеги из калужского музея попросили предоставить один из портретов кисти Брюллова для выставки к юбилею Карла Павловича - 220-летию со дня его рождения. Выбор пал на знаменитый портрет Крылова, написанный художником в 1839 году.

"Тогда-то я и вспомнила, что в этом году мы отмечаем не только юбилей Брюллова, но и 250-летие Ивана Андреевича, - рассказывает Людмила Маркина. - Я подумала: а почему бы нам не сделать свою выставку, посвященную Крылову? Ведь многие его изображения, находящиеся в фондах галереи, неизвестны широкой публике. Например, редкий портрет кисти Романа Волкова, бюст работы Самуила Гальберга, я уж не говорю про многочисленные иллюстрации. Когда я обратилась с этой идеей к руководству, мне сказали: литература не наш профиль. Но мы нашли выход и сделали фокусную выставку, составленную из материалов фондов галереи".

Выставка получилась уютной и даже домашней - всего один небольшой зал. Открывается экспозиция портретом сравнительно молодого Крылова, совсем не похожего на хрестоматийного дедушку, сработанного Брюлловым, несмотря на небрежно надетый домашний халат и намечающуюся полноту.


У волковского Крылова отсутствует скорбная складка между бровей, губы по-детски припухлы, а взгляд задумчиво устремлен вдаль - вот-вот его перо заскользит по бумаге и выдаст еще одну блестящую остроту.


Портрет был написан в 1812 году, когда Крылов благодаря своему покровителю, директору Публичной библиотеки Алексею Оленину, поступил на библиотекарскую службу.

"Мало кто знает, что Крылов во время работы библиотекарем ввел систему библиотечных шифров и разработал правила пользования читальным залом, - рассказывает второй куратор выставки Наталья Калугина. - Под его руководством выпустили около 15 тысяч читательских билетов, сохранились даже футляры, в которых Крылов держал книги, требующие особенного хранения".

Брюлловский Крылов уже давно отошел от такой активности - он стар и грузен, пуговицы сюртука с трудом сходятся на туловище, у него усталый взгляд и растрепанные седые пряди. Художник стремился закончить портрет за один сеанс, потому что "колоритный и калорийный" Крылов был не в силах долго и неподвижно сидеть, но даже Брюллову, известному стремительной манерой работы, это не удалось. Рука не успела попасть на полотно, ее уже после смерти баснописца дописал ученик Брюллова Фаддей Горецкий с гипсового слепка руки покойного Крылова.

Еще несколько картин сделаны по сюжетам басен. Вот федотовская "Разборчивая невеста" - странно дисгармонирующие романтическая атмосфера комнаты, обтянутой красным штофом, и коленопреклоненный перед молодящейся невестой жених-горбун. Вот картина по сюжету "Демьяновой ухи" Андрея Попова, за которую художник получил малую золотую медаль. Интересен факт, что именно академические художники, а не иллюстраторы получали награды за сюжеты по произведениям Крылова. Та же "Разборчивая невеста" принесла художнику Павлу Федотову звание академика Академии художеств.

Настоящее украшение выставки - фарфоровая композиция к басне "Демьянова уха" неизвестного скульптора, выпущенная Императорским фарфоровым заводом.


Она проработана до мелочей - куски стерляди в тарелках, расписная супница, угодливая хозяйка в цветастом домашнем наряде и испуганный сосед Фока, убегающий из дома чересчур гостеприимного хозяина с шапкой, зажатой под мышкой.


Как утверждают кураторы выставки, таких фарфоровых групп было пять, и одна из них входила в коллекцию Галины Вишневской.

Прототипа главного героя басни - переводчика графа Алексея Хвостова, который потчевал окружающих своими стихами подобно Демьяну, тоже можно увидеть на экспозиции, как и портрет министра просвещения Александра Шишкова кисти Ореста Кипренского. Немного выбивается из общего ряда портрет императора Александра I, но кураторы объясняют его присутствие просто. Басня "Квартет" была написана как пародия на Государственный совет при монархе: главы департаментов слишком часто менялись местами, и Крылов не преминул отразить этот момент в басне: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!"

Сопровождает выставку мультимедийный проект, в котором представлены лучшие басни Крылова с иллюстрациями мастеров разных стилей и направлений.

Выставка продлится до 29 сентября в главном здании галереи в Лаврушинском переулке.

Оригинал статьи: «Российская газета» - 07.04.2019