Текст и фото: Александр Соловьев
В течение нескольких лет "Российская газета" и "Год Литературы" проводили проекты "Читаем Онегина" и "Читаем Тургенева" - участники конкурса читали вслух отрывки из классических текстов и выкладывали их в Сеть.
На Красной площади были подведены итоги нового проекта, "Читаем Крылова", приуроченного к 250-летию знаменитого баснописца. Вели встречу Татьяна Соловьева, координатор конкурса, и Михаил Визель, главный редактор "Года Литературы".
Крылов занимает в русском каноне совершенно особенное место: сформировавшийся в Екатерининское время, он оказывается единственным литератором допушкинской эпохи, чьи произведения общеизвестны. Однако басни (а факт, что Крылов был отнюдь не первым, кто их писал - назвать хотя бы Эзопа и Лафонтена - часто почему-то ускользает от внимания читателей), вырванные из исторического контекста, оказываются сведены к назидательному примеру с моралистическим ключом. Но басни Крылова стали настолько популярны при его жизни именно потому, что читатели узнавали за типичными образами конкретных людей. Великое остроумие Крылова сделало его первым всенародно любимым поэтом в России - сборники его басен еще при его жизни расходились неслыханными тиражами, а сам он оказался поставлен на полное государственное довольствие за особые заслуги перед словесностью.
Басням вернули их актуальность чтецы из 32-х стран мира, победители были отобраны для видеокниги, часть которой демонстрировалась зрителям. Сложно представить себе иное пространство, где могли бы соседствовать Вячеслав Бутусов и Ольга Васильева, министр просвещения. Кроме того, пять юных победителей конкурса - Александр Артюхов, Дарья Середа, Даниил Самохин, Есения Никоненко и Мария Жеглова - лично прочитали басни со сцены. Звучали и классические тексты ("Мартышка и очки", "Квартет"), и не столь известные ("Рыцарь").
Возвращение басням Крылова жизни, избавление их от дидактической патины - лучшего подарка Крылову на четвертьтысячелетний юбилей невозможно было придумать.