Текст: Андрей Васянин
Фото: Сергей Куксин/РГ
Уж сколько раз твердили миру - и мы друг другу, что Крылов уже навяз в зубах, что сегодня его уже никто не помнит - особенно молодые, - когда в преддверии юбилейного крыловского года задумывали в стенах портала ГодЛитературы.РФ проект видеокниги «читаем Крылова».
И вновь - как и в случае с «Читаем Онегина» и «Читаем Тургенева», видеокнига «Читаем Крылова» оказалась «толстой» — на приглашение портала присылать нам ролики с чтением басен откликнулось 1340 человек. Стих Крылова, ладный, емкий, лаконичный, умещающий вечные смыслы в пару-тройку четверостиший, все еще не отпустил и, видимо, никогда не отпустит душу русского читателя - и не только русского. Видеоролики шли из Италии и Японии, из Черногории и Греции, из Ливана и даже Ливии, из Алжира и Болгарии, из США и с острова Тайвань, из Белоруссии и Казахстана, Египта и Туниса…
- Крылов - единственный русский автор из XVIII века, которого мы читаем потому, что он нам нравится, а не потому, что по нему надо сдавать экзамены, - говорил на
презентации проекта в детском кинозале «Красной площади» шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ Михаил Визель.
А видеокнига - формат, позволяющий то, что нравится не читать, а слушать. В случае с Крыловым это интересно вдвойне.
- La Zorra y la cuerva! - объявила нам с экрана монитора прекрасная брюнетка в элегантном платье - и взялась читать. Размер стиха позволял смутно догадываться, что мы слышим. Но пока не прозвучало Crra-crra - понять, что это слова вороны, упускающей сыр, было невозможно.
Уверен, у многих из зрителей возникло желание опустить ложку в бурлящий рыбный суп - после чтения депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым «Демьяновой ухи». Капитанша милиции оказалась не столь томна в образе Стрекозы, сколько грозен народный артист Алексей Гуськов в роли волка, волокущего в темный лес ягненка...
По словам Михаила Визеля, артисты и музыканты соглашались читать Крылова с большей охотой, чем чиновники. «А вы, друзья, как ни садитесь - все ж в музыканты не годитесь» - согласитесь, эта фраза может быть воспринята в официальных кругах неоднозначно.
Публика на Детской сцене сначала слушала Крылова с экрана в исполнении артистов и чиновников. А когда организаторы пригласили желающих прочесть Крылова самим - уговаривать никого не пришлось. И самой часто исполняемой басней оказалась, конечно же, «Мартышка и очки».