Текст: Людмила Прохорова
Фото: пресс-служба форума «Таврида»
В этом году форум «Таврида» сменил локацию — переехал из села Стерегущее на противоположный конец полуострова — в бухту Капсель под Судаком. И существенно прибавил в живописности. Если днем периодически можно было услышать сравнения с «миром Безумного Макса» (кто видел фильм 2015 года, тот поймет), то вечером всё преображалось. Оставалось лишь, как писал Кант, звездное небо над головой и нравственный закон внутри.
Крымская природа перезагружает. По крайней мере, интровертов-писателей, которые могли вдоволь любоваться ею ночами, перемежая это любование чтением текстов коллег по мастер-классам. Всего для писателей было предусмотрено две «школы» — от «Редакции Елены Шубиной» с ее ведущим редактором Алексеем Портновым и поэтом, критиком, литературоведом и автором биографии Анатолия Мариенгофа Олегом Демидовым, а также мастерская фантастики, фэнтези, мистики и young adult от соответствующей редакции «Эксмо-АСТ» и писателей Милены Завойчинской и Вадима Панова. За драматургов отвечали Ярослава Пулинович и Елена Исаева. Кстати, по итогам школы Ярославы Пулинович, совместно с компанией «ЛитРес», было записано несколько созданных прямо на форуме чат-пьес.
Для молодых театралов подготовили еще больше «школ» — от мастерских МХТ им. Горького до лаборатории «Гоголь-Центра». За четыре полных дня (и ночи) работы все театральные мастерские создали полноценные спектакли. Что удивительно — более, чем просто достойного уровня.
В качестве почетных гостей на смену «Год театра» приехали вице-премьер Ольга Голодец, оргкомитет Года театра в РФ и министр культуры Владимир Мединский. Формат встречи с министром назвали дерзко — «прожарка с экспертом» — да и сама тема «Цензура в российской культуре: миф или реальность» предполагала что-то острое. Однако, увы, ожидания не оправдались: говорили скорее о насущных и частных проблемах малых театров, просили поддержки. Вопросы «на грани» промелькнули всего пару раз. Один из них звучал так: «Если бы Юрий Дудь пригласил вас на интервью, вы бы согласились?» «Он приглашал уже несколько раз. Но мы с Дудем в разных весовых категориях», — ответил Мединский, после паузы уточнив, что Дудь может говорить все, что ему только придет в голову, а затем менять свое мнение, если захочет. «Я же отвечаю не только за себя, от моих слов зависят люди, и прежде, чем что-то сказать, мне нужно пропустить слова через десять фильтров. Сейчас я не могу говорить все, что думаю, и отправляться на подобное интервью в таком положении просто бессмысленно».
Из литературных гостей форума с участниками встретились писатель Шамиль Идиатуллин, главный редактор радио «Книга» Егор Серов, детская писательница Екатерина Матюшкина, генеральный директор премий «Большая книга», «Лицей» и «Книгуру» Георгрий Урушадзе. Наибольший интерес по сумме всех встреч вызвала полярность мнений. Так, одна часть экспертов выступала за то, что литературное произведение должно создаваться «для себя», без оглядок на потенциальные желания читателей, и чем необычнее и неожиданнее будет книга — тем лучше; литература таким образом — поле для экспериментов. Пару раз в пример приводили «Лавра» Евгения Водолазкина, по синопсису которого вряд ли можно было бы предсказать ему успех. Другая часть (успешные жанровые авторы), наоборот, рассказывали, как сконструировать идеальное коммерческое произведение, анализируя тексты других писателей, работая с читательскими ожиданиями и готовыми формулами. Методы действенные и не требующие вдохновения — только планомерной и упорной работы. Впрочем, тут перед писателем стоит выбор: либо встраиваться в серии, занимаясь писательством профессионально на ниве жанровой литературы, либо идти своим путем. Только вот куда приведет этот тернистый путь — не угадаешь.
Тем не менее, вот некоторые советы для желающих заниматься «литературой с большой буквы»:
- Стоит участвовать в литературных премиях, но не надеяться на них. Внимательно читать условия и положения, высылать рукописи вовремя. Если отправлять тексты «на безрыбье» (в начале приема заявок), то возрастает шанс быть более внимательно прочитанным экспертами, а следовательно и понятым.
- Не надо принимать поражение в литературных премиях близко к сердцу. Премии — хороший инструмент поддержки, но во многом это все равно рулетка.
- Писать не только чтобы уложиться в дедлайн, но и в течение всего года. Работа над текстом должна войти в привычку.
- Необходимо понять для себя, зачем вы пишете. Выразить себя; поделиться опытом; быть услышанным; зарабатывать деньги; войти в историю? Все варианты возможны, но для каждого варианта свой путь.
- Не издавать произведения за свои деньги! Серьезные редакции относятся к этому негативно.
- Использовать сервисы самиздата (Ridero и «ЛитРес») для быстрого взаимодействия с читательской аудиторией и продвижения своего произведения. Но помнить — либо самиздат, либо «нормальное» издательство. См. пункт выше.
- Прежде чем отправлять рукопись, необходимо понять, какие именно издательства выпускают подобные произведения. Отправив, не следует надеяться на случай. Необходимо аккуратно напоминать редакторам о себе, чтобы текст не затерялся в «самотеке».
- Не пренебрегать (но и не злоупотреблять) «запрещенными» приемами — общаться в литкругах, устанавливать личные контакты, пробовать обращаться напрямую к известным авторам.
- По максимуму использовать свои сильные стороны и уникальный опыт. Стараться писать то, чего до вас еще не было.
- Не стесняться заниматься самопиаром. Верить в себя и в свой текст.
КСТАТИ
С 30 сентября по 5 октября на территории форума «Таврида» будет организована первая в России масштабная писательская резиденция. В бухту Капсель приедут лонглистеры, финалисты и лауреаты премии «Лицей» за все три года ее существования, а в качестве мастеров — лауреаты и эксперты премии «Большая книга». Принять участие в резиденции могут и другие молодые (но не начинающие) писатели. Прием заявок будет открыт в ближайшие недели.