Текст: Ольга Разумихина
Фото: Dieter444/pixabay
Направление «Гордость и смирение», как показывает практика, вызывает у школьников столько же затруднений, сколько и «Надежда и отчаяние» (то есть очень много). Возможно, связано это с тем, что у слова «гордость» есть два значения. Гордость бывает в хорошем и плохом смысле. Можно гордиться родителями, детьми, гордиться своей страной, и это можно только поощрять. Однако можно также гордиться самим собой — кичиться собственной красотой, умом, богатством (или всем сразу), а остальных считать недостойными, — и это уже, разумеется, поведение довольно сомнительное.
Так что же имели в виду эксперты, называя одно из пяти направлений нынешнего итогового сочинения «Гордость и смирение»? Скорее всего, их интересовала тёмная сторона этого явления. Ведь в качестве контекстного антонима гордости выступает «смирение», а это, согласно Толковому словарю Ушакова, «сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия». Вспоминается и знаменитое высказывание Ф. М. Достоевского из речи о Пушкине: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». Потрудиться на родной ниве — значит не гнушаться тяжёлой, кропотливой работы на благо общества, не гнаться за лёгкими деньгами, славой и прочими искушениями, не делать ничего, что может пойти во вред ближнему.
Кто же это такой — гордый человек (в плохом смысле этого слова), какого литературного героя можно привести в пример? Ученикам, которые интересуются как отечественной, так и зарубежной литературой, наверняка придут в голову следующие примеры:
- Пётр I, каким он представлен в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Любопытно, что на самом деле памятник Петру в Петербурге сделан не из меди, а из бронзы; таким образом Пушкин «снизил» образ государя, побудил читателя лишний раз задуматься о том, насколько правомерны действия этого властителя. Пётр I возвёл город в местности, которая вообще-то не предназначена для благополучной жизни: на берегах Невы всё время сыро, пасмурно, холодно. И это ещё полбеды: иногда город, построенный на зависть другим самодержцам, затапливает, и страдают ни в чём не повинные люди. Вот и главный герой поэмы — «маленький человек» Евгений — потерял возлюбленную и, не в силах смириться с её гибелью, сошёл с ума. Однако осознание того, что Петербург построен на крови, не мешает автору любить этот город:
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
- Раскольников — главный герой входящего в школьную программу романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», возомнивший, что, преступив некую моральную грань, он сможет восстановить справедливость в мире (или по крайней мере в отдельно взятом городе — том же Петербурге). Теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» молодой человек взял не с потолка: в статье, которую он якобы написал и опубликовал в журнале (именно этот текст находит следователь Порфирий Петрович), говорится о том, что преступления «ради общего блага» совершали Ликург, Солон и Наполеон Бонапарт. Поставить себя в один ряд с такими деятелями — что это, если не гордость?
- Клод Фролло — священник, приютивший несчастного горбуна Квазимодо и обучивший его искусству звонаря (В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»). Казалось бы, что плохого в том, чтобы позаботиться о сироте? Вот только Клод Фролло сделал это не столько из добрых побуждений, сколько для того, чтобы потешить своё эго. Даже имя для воспитанника он выбрал унизительное: «квази модо» — это «почти человек», воспитатель видит в горбуне не личность, а верного, безропотного слугу. Также Клод Фролло гордится собственными успехами в изучении алхимии и считает себя чуть ли не святым, но при этом не желает усмирять свои чувства к Эсмеральде, которые, хотя и заставляют его пересмотреть многие моральные принципы, в итоге делают человеком ещё более жестоким, чем раньше.
- Король Лир из одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Отец трёх дочерей, престарелый король горд и тщеславен; он мечтает услышать от детей, как они его любят, и не понимает, что они могут обмануть его и подольститься, желая получить в своё распоряжение многочисленные угодья. Также Лир изгоняет одного из немногих верных советников — графа Кента, который не побоялся сказать самодержцу в лицо: «Раз дома нет узды твоей гордыне, / То ссылка здесь, а воля на чужбине». Вскоре король понимает, что Гонерилья и Регана в полной мере унаследовали от него безумную гордыню и от их действий страдают и невинные люди, и он сам, но исправлять что-либо будет слишком поздно. Закончится всё в лучших традициях шекспировских трагедий: все умрут, и умрут мучительно.
В общем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: гордость, чрезмерное самомнение и самолюбование — это плохо. В общем-то, мысль эта появилась не благодаря Шекспиру или Гюго. Ещё в Библии говорится, что Антихрист — это возгордившийся ангел. Да-да, Люцифер когда-то был верным помощником самого Господа, но затем решил, что может помериться с Ним силами, и даже поднял восстание. С тех пор любимый ангел стал дьяволом, а гордыня считается самым страшным из семи грехов. За гордыню же наказали жителей древней Месопотамии, которые примерно во II тысячелетии до н. э. попытались построить Вавилонскую башню: таким образом они хотели дотянуться до самого Бога и свергнуть его (но у них, естественно, ничего не получилось).
Надеемся, приведённые материалы помогут вам написать отличное итоговое сочинение. А темы, которые могут попасться в рамках направления «Гордость и смирение», хотя и неизвестны, но, очевидно, будут звучать как-то так:
- В чём разница между гордостью и гордыней?
- Каков путь от гордыни к смирению?
- Почему смирение считается одной из важнейших добродетелей?
- Какие дурные поступки совершают гордые люди?
- Правда ли, что даже «властителям и судьям» нужно быть смиренными?
- Отчего добрые люди становятся гордыми и жестокими?
- Судьба — это то, что можно изменить, или то, с чем надо смириться?