Текст: Ольга Разумихина
Фото: Вильям Бугро, «Амур и Психея»
Тема любви стара как мир. Над сущностью взаимоотношений между родственными душами рассуждали еще древнегреческие философы: они пытались выделить несколько видов любви и определить самый благородный из них (Платон, диалог «Пир»). Впрочем, и у простых смертных складывались разные мнения по данному вопросу. Поэтому неудивительно, что в наши дни сформировалось множество религиозных и философских учений, призванных навести порядок в сердечной жизни среднестатистического гражданина, а в итоге привносящих еще больше путаницы. И со всем этим приходится каждый раз заново разбираться подрастающему поколению.
Современные школьники оказались в каком-то смысле в выигрышном положении: у них есть многочисленные книги и журналы, фильмы и сериалы, а также, конечно, интернет, где можно найти информацию о чём угодно, в том числе о любви во всех её проявлениях. Поэтому нынешние подростки к 17—18 годам порой демонстрируют неожиданно смелые взгляды на отношения. Кто-то ратует за свободные отношения, кто-то становится адептом толерантности на западный манер, утверждая, что по-настоящему полюбить можно человека любой национальности, и от возраста и пола партнёра искренность чувств также не зависит. А кто-то, напротив, остро сомневается в том, что любовь существует. Такие взгляды могут сформироваться у подростка как под влиянием недавно прочитанного философского труда, так и — более прозаично — после развода родителей или собственной несчастной влюблённости.
Как бы там ни было в реальной жизни,
на итоговом сочинении школьнику, выбравшему направление «Он и она», не стоит высказывать мысли, которые могли бы показаться экспертам эпатажными.
Будет полезно представить, что работу будет проверять ваша самая строгая учительница, которая всегда отчитывала мальчиков за вольные выражения, а девочек — за распущенные волосы и юбки чуть выше колена. Тем более что и темы сочинений, которые могут достаться в этом блоке, не провоцируют на спорные высказывания. Точных формулировок, как обычно, никто не знает. Но, скорее всего, темы будут похожи на нижеперечисленные:
- Чем любовь отличается от влюблённости?
- Как пронести любовь к человеку через всю жизнь?
- Что является доказательством любви?
- Правда ли, что любовь — это не дар небес, а ежедневный труд?
- Каждый ли человек способен любить?
- Что важнее — любить или быть любимым?
- Полюбив, человек меняется к лучшему. Или не всегда?
- Без чего невозможна настоящая любовь?
- Правда ли, что любовь приходит и уходит, когда ей вздумается?
- Супружеский союз, который вызывает у меня восхищение.
Кстати, сама Ольга Васильева (министр образования РФ) призналась, что, если бы ей предстояло написать итоговое сочинение, она бы выбрала либо направление «Надежда и смирение», либо «Он и она». Свой выбор она аргументировала так: «Эти направления поднимают человеческое существо либо к самому высокому, либо к самому низкому, я бы через призму этого писала».
Конечно, высказывание Ольги Васильевой не стоит использовать в качестве эпиграфа к выпускной работе. Но выучить несколько пословиц и крылатых выражений будет не лишним. Вот, например, ёмкие и меткие фразы, которые подойдут практически к любой теме по направлению «Он и она»:
- Не дорог подарок, дорога любовь (пословица из словаря Даля).
- С милым рай и в шалаше (крылатое выражение, некогда — строчка из стихотворения татарского поэта Н. Ибрагимова).
- Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила (Д. И. Фонвизин).
- Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти (Генрик Ибсен).
- Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. А. Булгаков).
- Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, — это не любовь (Альбер Камю).
- Только влюбленный имеет право на звание человека (А. А. Блок).
Так что же такое настоящая любовь?
Думается, самый верный способ найти ответ на этот вопрос — это убрать из вопроса романтический подтекст.
Ведь любовь — это в том числе про родителей и детей, братьев и сестёр, друзей и единомышленников. Так чего мы ждём от человека, которого любим? Очевидно, поддержки, принятия, умения выслушать, готовности в случае необходимости прийти на помощь. Но, коль скоро мы на это рассчитываем, мы и сами должны быть готовы разделить с близким человеком как его радости, так и горести. А иногда — поумерить гордыню. Ведь никакие отношения не могут быть безоблачными, порой случается и повздорить. И тогда нужно найти в себе силы, чтобы признать собственную неправоту, извиниться за резкие слова, сделать выводы из произошедшего.
Советовать книги для тех учащихся, кто решил писать сочинение по направлению «Он и она», немного странно. Ведь почти в каждой повести в каждом романе из школьной программы есть хотя бы одна романтическая сюжетная линия. Это касается, например, «Недоросля» Д. И. Фонвизина, где мудрая Софья даже не смотрит в сторону избалованного Митрофана, ведь её сердце занято благородным Милоном. (Да-да, цитата про любовь к мужу — как раз из этого произведения.) Но то любовь счастливая, а если нужно привести в пример историю с трагическим надрывом — можно вспомнить «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина, произведение с вечно актуальным сюжетом: бедная девушка влюбилась в избалованного «лишнего человека», а он её поматросил и бросил. Или вот ещё драма: «Медный всадник» А. С. Пушкина, где Евгений и Параша жили бы себе счастливо до самой старости, если бы не страшное наводнение. Да что там перечислять! И «Отцы и дети», и «Обломов», и «Преступление и наказание» — романы не в последнюю очередь о созидательной энергии любви и разрушительной — страсти.
Если же школьная программа вас по каким-то причинам не удовлетворяет, можно обратиться к зарубежной классике. Первое, что приходит на ум по теме любви, — это «Дары волхвов» О'Генри. У молодых супругов Джима и Деллы катастрофически не хватает денег. Единственное их богатство (помимо, конечно, искренней и нежной привязанности друг к другу) — золотые часы Джима и роскошные волосы его супруги. И вот наступает Рождество, нужно покупать подарки, но получки нет и не предвидится... А что произойдёт дальше, можно узнать непосредственно из рассказа — или угадать, если вы как читатель достаточно проницательны.
Наконец, никто не запрещает приводить в качестве аргументов и стихотворения. Здесь выбор и того больше — от А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и В. В. Маяковского до Арво Метса и Дмитрия Быкова. Одним из самых универсальных — и, опять же, лёгких для заучивания стихотворений — можно назвать вот это произведение Марины Цветаевой:
Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю — это не беда,
А лучшее приобретенье.
Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.
Конечно, много выразительных слов о любви сказано и другими авторами, такими как Януш Леон Вишневский, Харуки Мураками, Элизабет Гилберт, и школьники, интересующиеся современной литературой, наверняка успели их почитать.
Однако на итоговом сочинении этих писателей лучше не цитировать. Не то чтобы в их воззрениях что-то плохое, но разве читала их труды та самая строгая учительница в сером брючном костюме? Скорее всего, нет.
Так что повторимся: экспертов лучше не раздражать и не провоцировать. Особенно если вы стремитесь поступить на бюджет в один из топовых вузов: МИФИ, ВШЭ, РГГУ, ИТМО и некоторые другие университеты за отличное итоговое сочинение могут начислить до 10 дополнительных баллов.