Текст: Петр Моисеев *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложка и фрагмент романа взяты с сайта издательства
Серия Чижу положительно удается. И хотя высшей точкой его литературной карьеры на данный момент по-прежнему остаются книги 2010—2013 годов, «Рулетка судьбы», как и «Королева брильянтов», очень и очень недурна.
Исходная ситуация здесь такая: некая московская барыня под новый (1894-й) год выиграла в рулетку огроменную сумму — и в ту же ночь была убита, причем выигрыш убийца забрал, а сейф с очень ценными бумагами трогать не стал. Поначалу кажется, что мы читаем скорее полицейский роман: есть труп, есть подозреваемые, есть мотивы — в общем, все более или менее понятно и без особых странностей. Но через несколько дней аналогичная история происходит с сестрой первой жертвы. Что за внезапная тяга к рулетке сразу у двух немолодых почтенных дам? И что за странная повторяемость событий? Это вопросы, которые интересуют сыщика московской полиции Алексея Пушкина, а нас интересует еще кое-что — удался ли детектив?
К разгадке практически нет претензий; вот разве что, может быть, поступки жертв:
узнав все, что они узнали — неужели они только и думали что о деньгах? Неужели совсем не удивились, все приняли на веру — а одна так даже и завещание написала под диктовку? Здесь не мешало бы, пожалуй, прояснить детали. Но в целом — все сходится, неувязок не остается, а значит — ура, детектив получился.
Однако к деталям стоит попридираться. Придирка № 1: Детективист должен выдать читателю всю необходимую информацию — в противном случае (если окажется, что читатель не знал чего-то важного) разочарование неизбежно. Так поступает и сам Чиж в лучших своих романах. Однако в данном случае кое-какие сведения придерживаются почти до самого конца. Спору нет, многие другие важные улики все равно преподносятся читателю вовремя — причем именно так, как надо: мы и видим эти улики и в то же время не можем оценить их важности. И все же — часть информации автор утаил. Боялся, что мы разгадаем загадку раньше времени? Но ведь тут-то и важно так сообщить значимые факты, чтобы мы не поняли, насколько они значимы.
Придирка № 2: в конце выясняется, что обе барыни выиграли потому, что знали некую математическую формулу, которая помогла им сделать правильные ставки. Это, конечно, фантастика. С другой стороны (возражу я сам себе), это гораздо более правдоподобно, чем философский камень или родовое проклятие.
И, наконец, придирка № 3. В обоих романах о Пушкине, строго говоря, два главных героя — сам Алексей Пушкин и Агата Керн. Она влюблена в него явно — он в нее тайно. Он сыщик — она мошенница (правда, в «Рулетке» начинает новую жизнь). В «Королеве брильянтов» история Агаты и ее попытки (комичные) опередить Пушкина в расследовании были достаточно тесно связаны с основной сюжетной линией. Во втором романе ее действия — это скорее довесок к главной интриге, редко имеющий к ней, интриге, прямое отношение. Можно было бы задаться вопросом — а стоило ли? Спору нет — Агата мила и забавна, ее похождения никогда не отвлекают нас надолго, а иной раз эпизоды с ее участием содержат важную информацию. И все же «агатовые» главки балансируют на грани необязательности. С другой стороны (возражу я сам себе), автор уже сделал свой выбор: рядом с его сыщиком будет обитать такая героиня. Что ж — значит, быть по сему. Конечно, детективу не очень-то по пути с любовным романом. Но автор вводит Агату в сюжет довольно ловко, и раздражения она не вызывает.
Чиж вообще умеет придумывать не только интригу, но и сам мир, в котором обитает его главный герой,
- в том числе персонажей, составляющих его окружение. Удачен, например, образ пушкинского начальника Эфенбаха. Удачна и вторая Агата (с загадочным отчеством «Кристофоровна») - тетушка Пушкина. По роли в сюжете она представляет собой что-то вроде Каролины Шеппард из «Роджера Экройда» - умную немолодую даму, которая, как и Агата Керн, пытается (не вполне успешно) соперничать с сыщиком. А ее отношения с племянником отчасти напоминают отношения между Берти Вустером и тетей Далией — с поправкой на большую интеллектуальность героев Чижа (жанр обязывает, как-никак). Талантливо придуманный и обжитый мир, а также тот факт, что загадка для Чижа пока что остается на первом месте, дают поклонникам детективного жанра два веских повода следить за творчеством этого автора.