Текст и фото: Георгий Чалахешашвили
Признаюсь, меня в юном возрасте чтение интересовало мало. Запомнились разве что драматичная интрига ближе к развязке повести «Белый Бим Чёрное ухо» да поиск сокровищ Томом Сойером и Гекльберри Финном. А большая часть взаимодействия с литературой была томным ожиданием возможности подойти к компьютеру после прочтения положенных 25 страниц в день.Возможно, если бы ребёнком я попал на фестиваль детской книги, всё сложилось бы иначе. За пять предыдущих лет фестиваль успел стать весомым центром притяжения для людей из книжной отрасли, а к этому году он уже превратился в настоящую фабрику по производству юных фанатов литературы.
Пройдя сквозь коридор, в котором 44 издательства образовали настоящую ярмарку детской литературы, я попал в главный холл, где артист в образе пирата из мультфильма «Остров сокровищ» проверял детвору на знание персонажей классических советских мультфильмов. «Хорошими делами прославиться нельзя! Помните, кто так говорил?»
Мне казалось, что у современных детей своя современная классика, но Старуху Шапокляк знают и сегодня.
Автор этого репортажа - явно не представитель той целевой аудитории, которая способна повестись на заигрывания ведущих. Но иногда приходилось прикладывать усилия, чтобы сдерживать себя и во весь голос не отвечать на их «провокации».
Спустя несколько минут я уже стоял в концертном зале, где Юрий Нечипоренко, директор фестиваля, поздравлял с началом праздника. С первых слов Юрия я обратил внимание, что детские фестивали проходят в более непосредственной, непринуждённой манере, чем «взрослые». И это высвобождает чувства, будто бы ты сам ребёнок. У ведущих всегда между строк остаётся пространство для манёвра, всегда есть право на оговорку, которая сама собой превращается в повод по-доброму посмеяться.
«Знаете, ведь мир можно описывать по-разному: учёный описывает его фо-о-ормулами и моде-е-елями, а писатель описывает слова-а-ами и о-о-образами». Юрий Дмитриевич - физик и лирик в одном лице, с нескрываемым удовольствием представляет тему фестиваля этого года - «Познавательная литература». Следом за ним на сцене появляется «Профессор Николя» и начинает показывать химические фокусы: превращение сухого льда в углекислый газ, опрокидывание стакана вверх дном для демонстрации поверхностного натяжения и прочие интересности.
Сразу дал о себе знать «минус» фестиваля: нельзя разорваться между синхронно идущими событиями. А их параллельно друг с другом иногда шло по восемь штук. Разумеется, распределить такое количество увлекательных ивентов друг за другом было попросту невозможно - иначе фестиваль растянулся бы на две недели. Но это не значит, что встреч должно быть меньше -
раз такому количеству литераторов и издателей есть что рассказать и показать, значит, с детской литературой в России всё неплохо.
К тому же, если чадо начинает лезть на голову родителю на презентации книги «Опера - чудо света», тогда можно зайти в соседнюю дверь и попытать удачу на шоу с химическими экспериментами. Они-то гарантированно произведут впечатление.
Если в первый день фестиваля, то есть в пятницу, передвигаться, хоть с трудом, но было возможно, то в выходные всё свободное пространство заполнили малыши, и для прохода к любой локации приходилось тратить порядка пяти минут.
Так, я чуть не опоздал на начало одной из самых запоминающихся лекций фестиваля, которую провёл Станислав Дробышевский - известный антрополог и популяризатор науки, научный редактор онлайн-журнала «Анропогенез.ру», автор серии образовательных роликов на YouTube. Большинство юных слушателей с явным интересом внимали краткой истории рода человеческого. И неудивительно: стиль повествования для детей мало чем отличался от подачи этой же информации для взрослых в роликах на YouTube.
Тем временем в Зале-трансформере на втором этаже стартовал круглый стол «Познавательная литература: вчера, сегодня… а завтра?», обещавший стать сердцем фестиваля. В нём участвовали литераторы и деятели искусства: Валерий Воскобойников, Лана Богомаз, Ирина Лебедева, а также сами зрители.
«Тема интернета как раз может быть решена изданием книг на стыке научпопа и литературы, - замечает Алексей Ходорыч, - ведь
интернет - это огромное свободное пространство, которое вызывает мозговой сквозняк.
Только человек, умеющий хорошо себя контролировать, может находить крупицы информации и применять её. А в основной массе таких людей очень мало. Зато книга - это цельная пилюля знаний, над которой уже поработали умы. Проблема заключается в том, что сейчас выходит какой-то очень дидактический научпоп, в котором всё довольно схематично».
Ирина Лебедева, директор издательства «Арт-Волхонка», не согласилась с такой формулировкой: «Дети разные. Одному через художественное интересно проходить, другого за уши от энциклопедии не оторвать, третьему нужна инфографика. И чем разнообразнее научпоп будет издаваться, тем больше будет охват. Мой внук часами искал в интернете информацию о художниках, а не в игры играл. А ведь есть детская версия Арзамаса, например. Поэтому давайте к интернету относиться с уважением».
К фестивалю в РГДБ как раз закончили обширный ремонт (приуроченный к предстоящему совсем скоро пятидесятилетию библиотеки), и на большей части помещений это отразилось наилучшим образом. Тем досаднее некоторые косяки. Особенно дверные. Например, во время презентации книги «Происхождение человека» Станислава Дробышевского в задних рядах едва ли было слышно, - дверь упрямо сопротивлялась попыткам закрыть её.
Зато хорошо всё было слышно на впервые представленной новой инициативе Межрегиональной федерации чтения, многократно проводящей в РГДБ туры чемпионата по чтению «Открой рот». На сей раз здесь прошел чемпионат по чтению вслух среди учащихся средних классов «Урок чтения». Выяснилось, что школьники 10—13 лет, вопреки опасениям, читать «с листа» вполне способны. Во всяком случае те, кто вышел на сцену.
Не обошлось, разумеется, и без тура чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 20». В этот раз участники читали книгу «местной выделки»: отрывки из романа-буриме «#12 Война и мир в отдельно взятой школе», который 24 современных детских и взрослых писателя создают поглавно на сайте «Хочу читать».
Спускаясь по лестнице, я наткнулся на подростка, привязанного зарядкой телефона к розетке.
— Как ты оказался на фестивале?
— Моя мама здесь работает, я тут с утра тусуюусь.
— А почему ты здесь сидишь, а не на кукольном спектакле?
— Я был на других мероприятиях, мне уже надоело.
— Читать любишь?
— Да, но не всё. Мне фантастика нравится, а классику читать скучно. Однажды мама подсунула мне Льва Толстого, это было тяжело.
После фестиваля осталось ощущение, что российская детская литература всё ещё адаптируется к действительности после советской иерархической системы дистрибуции литературы, в которой проверенные поколениями произведения печатались миллионными тиражами. Стало больше книг, больше разнообразия, но они соседствуют на одной плоскости, и немногие из них становятся бестселлерами. Сегодня трудно назвать детскую книгу, которой бы можно было подвести черту под целым поколением читателей, как это было со столь жизненными «Денискиными рассказами». Разве что «Гарри Поттер»? Но слишком много приходится делать оговорок. А новые «народные» детские книжки еще где-то на подходе. Но есть ощущение, что уже близко.
Во всяком случае книги-лауреаты — те, что, по мнению экспертного совета фестиваля, стали лучшими в 2019 году, дают на это надежду.
В топ-10 отечественных книг вошли:
- «Изо» Евгении Басовой,
- «Внутри что-то есть: сборник рассказов» (Серия «Рассказы Волчка»)
- «Жизнь и удивительные приключения знаменитого синьора Пульчинеллы из Неаполя» Григория Кружкова
- «Точка бифуркации» Николая Пономарева
- «Город Солнца» Евгения Рудашевского
- «Землеройки и щелезубы» Тони Шипулиной
- «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой. Почти детские стихи» Германа Лукомникова
- «Живой дом» Егора Егорова и Юрия Нечипоренко
- «Pro Телефон» Анны Рапопорт
- «Соня из 7 “Буээ”» Алексея Олейникова.