27.01.2020
Рейтинг книг

10 русских детективисток. Часть первая

Отобрать десять лучших русских детективисток, казалось бы, просто. На практике оказалось, что насчитать десять — и то нелегко. Правда, и халтурщиц среди них нет

10-русских-детективисток2
10-русских-детективисток2

Текст: Петр Моисеев *

Обложка взята с сайта издательства

   1. Начнем, разумеется, с великолепной Инны Булгаковой, которую иные любители детектива (я знаю не одного такого) предпочитают Акунину. В лучших своих вещах («Соня, бессонница, сон», «Сердце статуи») Булгакова достигает равновесия между загадкой и атмосферой. Атмосфера у нее всегда зловеще-готическая, что детективу отнюдь не вредит. Другое дело, что в поздних своих романах (по крайней мере, в некоторых) писательница иной раз увлекалась атмосферой в ущерб правдоподобию. С другой стороны, это одна из редких писательниц, которая трижды использовала один и тот же сюжетный ход, каждый раз усложняя его, так что я, например, был обманут все три раза.

2. Вера Белоусова — автор тетралогии об инспекторе уголовного розыска Алексее Мышкине, который, как можно догадаться, по характеру отчасти напоминает героя Достоевского. Загадки, которые он разгадывает, отсылают к классическим литературным произведениям - «Идиоту», «Первой любви», «Пиковой даме», «Руслану и Людмиле». О подражании Акунину речи не идет — действие романов происходит в наши дни, черт сходства с певцом Фандорина нет, да и написана тетралогия была тогда, когда Акунин только еще приобретал известность (а задумана, видимо, еще раньше). При этом Белоусова понимает, что интертекстуальность отнюдь не освобождает от обязанности придумывать хорошие загадки. Наряду с романами о Мышкине стоит упомянуть роман «По субботам не стреляю (Лавровая пуля)» с весьма небанальным мотивом убийства рок-музыканта.

3. О Юлии Яковлевой достаточно много писали, в том числе и я. Но — по заслугам. В ее серии о следователе Василии Зайцеве всего четыре произведения (три романа и новелла), из которых детективами можно считать только два - «Укрощение красного коня» и «Сирену». По части изобретательности она уступает остальным моим сегодняшним героиням, но сам я ни в том, ни в другом случае до разгадки не додумался. Претензий по части логики к ней тоже нет — концы с концами сводятся очень аккуратно. Кроме того, Яковлева очень хороша в чисто литературном отношении. Затрудняюсь сказать, насколько ей интересен детектив (1930-е, когда происходит действие цикла о Зайцеве, ей, возможно, интереснее), но я рад, что она в этом жанре работает. Роман прошлого года - «Небо в алмазах» - внушает некоторую (пока еще очень легкую) тревогу: не надоело ли писательнице? Не стала ли для нее серия обузой? Время покажет.

4. Вера Русанова — одна из самых таинственных писательниц в сегодняшней подборке. Судя по всему, она родилась в Томске; судя по всему, связана с театром. На этом — все. Ее талант издательство, видимо, не оценило по-настоящему (а зря), а посему и денег в раскрутку не вложило. Всего у нее вышло три романа, и все в 1999-м. Два из них объединены сыщицей поневоле Евгенией Мартыновой, «Туманный берег», увы, новой серии не породил и остался сам по себе. Общая черта этих трех детективов — двойное дно: мы уже добрались до неожиданной разгадки, но тут выясняется, что подлинная подоплека произошедшего еще глубже. Кое-какие натяжки в романах Русановой встречаются, но в целом — весьма недурно. По два слова о каждой из книг: роман «Пьеса для обреченных» (первый из дилогии о Мартыновой): театральный режиссер оказывается заколот в помещении, запертом изнутри, в котором, кроме убитого, находилась только главная героиня. Продолжение «Пьесы» - «Букет для будущей вдовы»: в маленьком городке происходит серия убийств, по видимости, не связанных друг с другом людей. Журналисты и обыватели валят все на маньяка, но настоящие детективисты с маньяками не связываются. «Туманный берег»: русская красавица вышла замуж за англичанина; через некоторое время они оба приехали в Россию погостить — и были убиты. Интрига в том, что убийца зачем-то убивает их с аккуратным (и вроде бы бессмысленным) интервалом в несколько часов.

5. Светлана Чехонадская — еще один автор, не оцененный по-настоящему и, как следствие, не известный в той степени, в какой она этого заслуживает. В 2000-х она выпустила пять детективов (чередуя их с фантастикой и любовными романами), да вот еще недавно опубликовала полудетектив-полутриллер. «Амнезия» - еще один (наряду с детективами Булгаковой) роман, в котором русская детективистка одной левой кладет на лопатки не по заслугам превознесенного Жапризо. Речь там идет о девушке, ставшей жертвой очень странного покушения: в нее, с одной стороны, плеснули кислотой, с другой — тут же попытались убить. При этом на существование двух убийц вроде бы ничего не указывает. «Бремя женщин» - романс со сразу несколькими загадками, среди которых, например, похищение большой суммы денег из банковской ячейки, находившейся под наблюдением. «Смерть мелким шрифтом»: журналистка, специализирующаяся на криминальной хронике, публикует статью об убийстве женщины-фотографа. Пикантность ситуации в том, что убийство происходит после написания статьи.

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра. Проживает в Перми.