Текст и фото: Иван Волосюк
«Лот» для измерения глубины провинциальности
Донецк, как ни горько это признавать, является городом, отрезанным от главных «литературных путей». В годы развала СССР шахтёрский мегаполис сделался «столицей русского верлибра». Горожане тогда скупали антологии, изданные Кареном Джангировым, не обращая внимания на весьма высокую стоимость экзотических книг. Затем у нас начал издаваться журнал «Многоточие», за которым в последнем десятилетии прошлого века охотились многие андеграундные писатели и тысячи читателей. Однако к середине 90-х жители Донецкого региона, как и миллионы граждан некогда единой страны, вдоволь надышались «воздухом свободы», столкнувшись с затяжным кризисом. А в 2000-е годы, когда основой возрождающейся экономики Донбасса стала угледобывающая промышленность, востребованными оказались в основном новодельные вирши, прославляющие тяжелый труд горняков. (Весьма далекие от поэзии, чего не скажешь о стихотворениях классиков жанра — Павла Беспощадного и Николая Анциферова.) Конечно, всё это весьма схематичное отображение литературной ситуации в Донецке (где на рубеже тысячелетий было немало ярких поэтов, назовём здесь Наталью Хаткину, Светлану Заготову, Светлану Куралех, Владимира Рафеенко и Олега Завязкина).
Как бы там ни было - мы оставались провинцией.
В 2011 году главред «Нового мира» Андрей Василевский побывал в Днепропетровске, а не Донецке. Группе энтузиастов, предлагавших Дмитрию Кузьмину посетить Донецк, понадобилось немало времени, чтобы убедить его в том, что наш город представляет интерес для редакции журнала «Воздух». (Встреча с Кузьминым в итоге состоялась в январе 2013 года.)
В том же предвоенном году в Донецке прошёл мини-фестиваль Русскоязычной литературы «Знаки отличия» (с участием представителей таких знаковых проектов, как «Крещатик» и «ШО»). Помимо этого, Андрей Краснящий и Юрий Цаплин, соредакторы харьковского «©оюза писателей» (единственного украинского литжурнала, представленного в «ЖЗ»), привезли весной 2013 года в Донбасс четырнадцатый номер своего детища.
А потом в регионе начались боевые действия, породившие огромный массив «военной» поэзии, нашедший отражение в основном на страницах тематических сборников патриотической направленности, издаваемых как в ДНР, так и в России. В «толстых» журналах первого ряда из всего этого массива были опубликованы стихотворения крайне небольшой группы авторов. Например, поэта и священника Дмитрия Трибушного («Дружба народов») или Игоря Бобырева («Новый мир», «Нева» и т.д). Однако их произведения дончане могли прочесть лишь в интернете.
Не закапываясь глубоко в донецкую тему, отмечу, что своеобразным «лотом», с помощью которого можно измерить глубину провинциальности той или иной территории, является доступность для её жителей столичных литературных журналов. Как выяснилось, они не попадали в руки читателям главных донецких библиотек уже несколько лет.
Юбилейная выставка как повод для огорчения
Получать новые номера российских «толстяков» всегда (и при СССР, и при Незалежной) было прерогативой двух отделов периодики - главной в Донбассе библиотеки им. Крупской и библиотеки Донецкого национального университета.
Выставку к 95-летию «Нового мира», ставшую поводом для этой публикации, организовали сотрудники библиотеки, носящей имя супруги Владимира Ленина. На специальном стенде они показали имеющиеся в фондах экземпляры легендарного журнала, включая раритетные номера за 1936 год («Новый мир» издавался с 1925 года, но в Донецке сохранились лишь номера за 1936-й и один - за 1935 год, в секторе редкой книги). Здесь же были представлены и последние из полученных номеров - ноябрьский и декабрьский номер за 2014 год (!).
Можно было надеяться, что «дефицит» ударил только по «Новому миру», но это не так.
Свежую «Москву», «Знамя» и «Звезду» посетители библиотеки Крупской не видели с 2013 года, «Наш современник» и «Новое литературное обозрение» перестали привозить в 2014-м, «Иностранную литературу» - в 2016-м. Каким-то чудом у нас оказался июльский номер «Дружбы народов» за прошлый год, единственный из вышедших в свет в 2019-м. Больше нет ничего.
И судя по электронному каталогу библиотеки ДонНУ, будущие преподаватели-русисты и журналисты также не могут знакомиться в библиотечных стенах с толстожурнальными новинками.
Понятное дело, что Россия в самые тяжелые минуты снабжала Республику самым необходимым - продовольствием, медикаментами, реагентами для очистки воды, школьными учебниками. И никто не догадался положить в белые КамАЗы МЧС ящики с журналами, хотя этот груз - самый гуманитарный из всех возможных.
Судьба литжурналов в РФ не раз решалась на уровне президента. Едва ли неподъемной ношей для бюджета РФ стала бы закупка для ДНР недостающих номеров литературных изданий. И обеспечение подписки на них в будущем, причём не только центральных, но и периферийных и даже школьных библиотек.
Отрадно, что донецкие школьники имеют возможность обучаться на русском языке. Но было бы неплохо, чтобы мои юные земляки знали Сергея Гандлевского, Максима Амелина, Дмитрия Веденяпина, Марину Кудимову. Чтобы литературный процесс для них не заканчивался Есениным или Бродским. А для этого Донецку нужны журналы.