29.04.2020

Полезные советы для выпускников в самоизоляции

В ФИПИ рассказали, как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе

егэ по литературе 2020 советы
егэ по литературе 2020 советы

Текст: Наталья Лебедева

Коллаж: ГодЛитературы

В коллаже использована иллюстрация Ж.-Б. Греза

Единый государственный экзамен все-таки состоится. Итоговое испытание начнется 8 июня как раз с ЕГЭ по литературе, а также по географии и информатике. Однако одиннадцатиклассники впервые оказались в очень непростой ситуации - школы закрыты, а все обучение происходит онлайн. И готовиться к экзамену тоже приходится дистанционно. Главный разработчик заданий ЕГЭ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) подготовил специальные методички по организации индивидуальной подготовки к экзаменам. Скачать их можно на официальном сайте. А мы внимательно изучили методичку по подготовке к ЕГЭ по литературе и готовы поделиться самой полезной информацией.

Структура экзаменационного варианта ЕГЭ по литературе

В самом начале составители - С. А. Зинин, Л. В. Новикова и М. А. Барабанова подробно разбирают структуру экзаменационной работы по литературе. И мы тоже кратко напомним.


Каждый вариант состоит из двух частей и 17 заданий.


В первой части - два комплекса заданий. Один предлагает проанализировать эпическое или лироэпическое произведение, а другой - лирическое произведение. В каждом комплексе есть задания с кратким ответом (требующие написания слова, словосочетания или последовательности цифр) и два задания с развернутым ответом в объеме 5—10 предложений.

Выполнение любого из заданий с кратким ответом оценивается одним баллом, за выполнение заданий 8 и 15 можно максимально получить по 6 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 оцениваются по 10 баллов каждое. 

Вторая часть экзаменационной работы требует написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. Выбрать предлагается одну из четырех предложенных тем.

Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса: от произведений древнерусской литературы и классики XVIII в. до литературы ХIХ—ХХI вв. (включая новейшую литературу конца ХХ — начала XXI вв.). Разработчики советуют обращать внимание на формулировку темы — вопрос ли это или утверждение - и, исходя из этого, выстраивать свое сочинение. 

Типичные ошибки

При выполнении заданий с кратким ответом (1—7 и 10—14) чаще всего допускают следующие ошибки:

  • искажение запрашиваемого в задании термина (например, «реальность» вместо «реализм», «звукозапись» вместо «звукописи»); 
  • употребление «самосочинённых» терминов (например, «конкретика» или «мелочь» вместо «деталь» и т.п.);
  •  использование нелитературоведческих, бытовых понятий в качестве термина (например, «волнение», «душевность» вместо «психологизм»);
  • использование в качестве ответа слова или словосочетания, взятого из формулировки задания (формулировка не может содержать ответ на вопрос);
  •  неразличение стихотворных размеров.

При ответе на задания 8 и 15 нередко допускаются фактические и логические ошибки, искажения авторской позиции (неточное именование героя, места действия, логические сбои в собственном рассуждении.

При выполнении заданий 9 и 16, требующих сопоставления исходного текста с произведениями других авторов, возникают проблемы с подбором контекста. Причина - в недостаточно хорошем знании произведений, входящих в программу, а также в неумении находить «точки соприкосновения» между ними.

Наконец, самые большие затруднения вызывает задание 17, или сочинение.


Самый существенный просчет, нередко перечеркивающий всю работу, связан с неверным прочтением выбранной темы.


Непонимание темы, игнорирование её ключевых смыслов ведёт к созданию текста, не отвечающего поставленной проблеме. То же касается выбора литературного материала, который не всегда соответствует задачам, стоящим перед автором сочинения. Качество работы снижают и композиционные упущения (отсутствие вступительной или заключительной части, нарушение связей между частями сочинения). «Хромающая» логика изложения разрушает внутреннюю целостность текста, превращая его в рассуждение «обо всём понемногу».

Как и все задания с развёрнутым ответом, сочинение «не терпит» фактических ошибок.

Также проверяющие будут оценивать и речевое оформление. Красивая, правильная, выразительная речь помогает заострить мысль, сделать высказывание интересным и ярким. А речевые «погрешности» могут исказить смысл фразы или целого абзаца.

Разработчики ЕГЭ обращают внимание на то, что одно и то же понятие или литературный факт в разных экзаменационных вариантах могут быть представлены различными формулировками, и предостерегают от механического заучивания конкретных заданий. 

«Формула успеха» от разработчиков ЕГЭ

Выполняя задания, требующие краткого ответа, следует обращать внимание на форму предъявления материала. Это может быть определение художественного средства или приёма с конкретным примером из текста (необходимо указать соответствующий термин) или предъявление цитаты из текста с требованием указать название конкретного приёма («Как называется приём, использованный автором в данной строке стихотворения (цитата)?»).

Особого внимания потребует установление соответствия между элементами двух столбцов (задание 4), а также самостоятельное выявление элементов текста, несущих определённую смысловую нагрузку («Найдите в тексте повторяющееся слово, характеризующее внутреннее состояние героя»).

Важнейшее условие успешного выполнения заданий 8—15 - это умение дать прямой связный ответ на поставленный вопрос.


В ответе не должно быть ничего лишнего, уводящего от сути заявленной темы.


И еще один важный момент - обязательно учитывайте авторскую позицию и авторское отношение к изображаемому, расставляя те или иные акценты в раскрытии проблематики произведения.

Задания на сопоставление (9 и 16) потребуют хорошего знания литературного материала и умения сопоставлять литературные факты. 

Чтобы получить максимум за сочинение (задание 17) нужно выполнить несколько требований. Во-первых, это объем - не менее 200 слов. Во-вторых, это полнота и многосторонность раскрытия темы. На пример, рассуждая о характере грибоедовского Чацкого, невозможно рассматривать его изолированно, вне его взаимодействия с другими персонажами пьесы. Не менее важны литературный материал, на котором раскрывается ключевая проблема, и анализ соответствующего произведения или произведений в русле заданной проблемы.

Помимо внимательного отношения к деталям текста, в своих рассуждениях очень важно не сбиться с намеченного пути анализа, не допустить композиционных перекосов и логических изъянов. Всего за успешно написанное сочинение можно получить 14 баллов при условии полного соответствия всем требованиям.

Полезные ресурсы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по литературе:

  1. Специализированный раздел сайта ФГБНУ «ФИПИ».
  2. Видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.
  3. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
  4. Открытый банк заданий ЕГЭ.
  5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения Единого государственного экзамена, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 г. и спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2020 г. 

Полезные словари и справочники:

  • Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2005. - 320 с. 
  • Квятковский А.П. Поэтический словарь. / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 159 с.
  • Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. / И.А. Книгин. - Саратов: Изд-во «Лицей», 2006. - 270 с.
  • Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы [Текст] :. Литературное произведение. Проза и стих: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / С.И. Кормилов. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 112 с. - (Перечитывая классику)
  • Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
  • Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, Академия, 1999. - 556 с.
  • Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 1—6. - М.,
  • Советская энциклопедия, 1989—2019. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов / Л.В. Чернец, В.Б. Семёнов, В.А. Скиба. - М.: Просвещение, 2013. - 558 с.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М., Просвещение, 1985. - 210 с.