Текст: Ксения Колесникова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
ЕГЭ по литературе - это экзамен по выбору. Традиционно его сдают не много «егэшников» - примерно 49 тысяч человек в 2019 году. Из них около 15 процентов - высокобалльники, и 4 процента - двоечники, которые не смогли дотянуть до минимального балла.
Что оказалось самым трудным? К примеру, задания по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Их ребята выполняли значительно хуже, чем, скажем, анализ фрагментов драмы А. Н. Островского «Гроза».
Эксперты констатируют: философский роман вызывает трудности у детей как на уровне восприятия, так и на этапе проблемного осмысления.
Что еще интересного показал анализ? К примеру, с заданием, где нужно было соотнести героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» с их высказываниями, справился только каждый четвертый выпускник. Также ребята плохо выполняют задания на определение размера, которым написано стихотворение: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить…»
А вот задания по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, наоборот, ребята выполняют хорошо. Да и сама тема их привлекает все больше и больше. «Авторское отношение к героям в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» для анализа выбрали 30,6% выпускников. Также ребята стали неплохо справляться с заданиями по лирике А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
— Наиболее сложным для восприятия участников экзамена оказался текст стихотворения В. А. Солоухина «Береза». Это говорит о неготовности выпускников к анализу произведений о природе, несущих в себе философский подтекст, - резюмируют эксперты ФИПИ.
Одно из самых сложных заданий в ЕГЭ по литературе - сочинение. И здесь традиционно среди тем лидирует творчество М. А. Булгакова. Так, к теме «Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)» обратились 56,1% экзаменуемых, и еще большее число участников экзамена (66,6%) выбрали сочинение «Тема человеческого подвига в прозе М. А. Булгакова (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)». Причем общий процент выполнения этих заданий составил 70,3.
Наименее удачно участники экзамена написали сочинение на тему «Духовные искания героев отечественной прозы второй половины ХХ — начала ХХI в.» (21,4% выполнения).
— Философские и нравственно-этические вопросы с трудом осмысливаются современным выпускником, несмотря на всю подготовку на уроках, - заключают эксперты. - Но на более конкретные вопросы, связанные с пониманием патриотизма и гражданственности, выпускник готов дать обоснованный ответ.
А вот еще несколько важных наблюдений. Выпускники часто не различают понятия «конфликт» и «контраст», «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка», «второстепенные персонажи» и «внесценические персонажи», «композиция» и «фабула», «метафора - метонимия - олицетворение», «сравнение» и «контраст» и др. В некоторых случаях они используют нехарактерные для школьной практики термины, например «амплификация», «эвритмия», «анадиплосис», «хиазм», правда, не всегда уместно и правильно. Иногда употребляют понятия из смежных искусств и субкультур: «квадрат» - в значении «четверостишие», «запев» вместо «завязка» и т.п.
Есть и положительная тенденция. Понятие «психологизм», ранее вызывавшее затруднения, постепенно становится доступнее для выпускника: в 2019 году оно было правильно использовано в ответах более чем в половине случаев. И это уже очень неплохой результат.
Ну и, конечно, «вечная проблема». Часто выпускники идут на экзамен, вооружившись только краткими пересказами или вовсе просмотром сериалов по произведениям.
— Они не отдают себе отчета в том, насколько глубоко искажается при этом представление о тексте, из-за чего в ответах неизбежно возникают грубые фактические ошибки, - заключают эксперты.